образовательная среда

Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности формирования развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Поставленная задача включает в себя, во-первых, определение ориентиров формирования развивающей образовательной среды детского сада, во-вторых, обоснование структуры данной среды.

Образовательная среда: социокультурный аспект

В статье анализируется соотношение понятий образовательного пространства и образовательной среды, характеризующейся синкретичностью, внутренней целостностью; предпринята попытка определить связь образовательной среды с ролью культуры в образовании. Отмечая такие тенденции в современном образовании, как детерриторизированность, деинституционализированность, автор считает, что усиливается необходимость активизации символического начала в образовательном процессе.

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА" В НАУЧНОЙ МЫСЛИ ХХ ВЕКА

Организация среды и специфика ее социализирующего влияния на развитие человека являются важными проблемами теории и практики современного образования. В статье основное внимание уделено анализу подходов к пониманию категории «образовательная среда» в истории научной мысли ХХ века

ДИНАМИКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются закономерности, психологические причины и результаты динамики взаимодействий школьника и образовательной среды.

СИНЕРГЕТИЧНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРАКЦИЙ

В статье рассматриваются особенности организации сложной и открытой системы взаимодействий школьника и образовательной среды. Обосновывается возможность использования для раскрытия закономерностей функционирования данной системы некоторых положений синергетики.

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ К ЭМПИРИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Представлены наиболее важные методологические подходы к изучению социально-образовательной среды, сформировавшиеся на протяжении ХХ века в российской психологической и педагогической науке. Обосновано становление экологической психологии образования как исследовательского направления. Обобщены эмпирические результаты, полученные в процессе исследования образовательных сред более пяти тысяч россий- ских школ в период 1995–2015 гг.

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Впервые получены эмпирические данные о влиянии различных 
характеристик  школьных  образовательных  сред  на  уровень 
предметных  образовательных  результатов  обучающихся.  По-
лучены  коэффициенты  корреляции  между  различными  пара-
метрами школьной среды и рейтингом школ. Установлено, что 
образовательная  среда  влияет  на  достижение  школьниками 
предметных  образовательных  результатов,  прежде  всего,  за 
счёт своей интенсивности, а также – «внешних» факторов, об-
условленных взаимодействием школы с социальным окружени-