Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Листвина Е. В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 474-477. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-474-477

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 7)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01

Образовательная среда: социокультурный аспект

Авторы: 
Листвина Евгения Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье анализируется соотношение понятий образовательного пространства и образовательной среды, характеризующейся синкретичностью, внутренней целостностью; предпринята попытка определить связь образовательной среды с ролью культуры в образовании. Отмечая такие тенденции в современном образовании, как детерриторизированность, деинституционализированность, автор считает, что усиливается необходимость активизации символического начала в образовательном процессе. Автор опирается на различие в определении понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда», указывая на тотальность, динамичность, подвижность как важные качества образовательной среды. Рассматривается основополагающая роль в процессе получения образования культурного, ментального компонента, вписанного в структуру образовательной среды. В различных системах образования индивид так или иначе вынужден соприкасаться с сопутствующими процессу обучения коммуникативными, дискурсивными, культурными практиками, элементами культуры повседневности, выступающими двусторонним фильтром: как со стороны обучающегося, так и с принимающей его стороны. В условиях унификации элементов образовательного процесса образовательная среда способствует сохранению социокультурных устойчивых форм, сложившихся на основе культурных традиций.

Список источников: 

1. Леонова О. А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. № 6. С. 36-41.

2. Александрова Е. А. Образовательное пространство : на перекрёстке субкультур // Народное образование. 2009. № 8. С. 234-238.

3. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). С. 132-140.

4. Тарасов С. В. Образовательная среда : понятие, структура, типология // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 3, № 3. С. 133-138.

5. Слободчиков В. И. Образовательная среда : реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования : культурные модели школ. М., 1997. Вып. 7. С. 177-184.

6. Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб., 2011. 408 с.

7. Никифоров А. Л., Филатов В. П., Касавин И. Т. Обсуждаем статью «Знание» // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2004. № 1. С. 131–140.

8. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. 351 с.

9. Halbwachs M. The Collective Memory. N.Y., 1950. P. 14.

10. Подзорова С. В. Образовательная среда – актуальное понятие действительности // Вестн. гум. науч. образования. 2011. № 1. С. 41-47.

11. Пирожков В. В. Обсуждение книги академика В. С. Стёпина «Цивилизация и культура» (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 2014. № 1. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=877&Itemid=52 (дата обращения 08.08.2018).