культура

Проблемы и концепции философии и философии науки: феномен контекстуальности

Авторы статьи обращаются к анализу соотношения науки и культуры в контексте новоевропейской философии. Наука как социокультурный феномен всегда занимала в культуре особое место. Ее бурное развитие в течение последних двух столетий закономерно заставляет философию искать новые подходы к пониманию природы научного познания и научной деятельности. Одним из способов приближения к решению этой задачи может быть осмысление перехода от акцентированного поиска инвариантных структур познания к исследованию контекстуальности познавательных действий.

Онтологические основания институционального человека

Соединяя социальную философию с онтологией, онтологические основания институционального человека вскрывают новые, неисследованные пласты мироздания, значительно расширяя горизонты научных исследований. Используя рациональный синтез религиозного и научного миропонимания, «механические» принципы самоорганизации материального мира дополняются сознанием, формы которого присущи не только человеку. Проблема онтологических оснований институцианального человека определяет цель статьи – показать возможность латентной взаимосвязи социальной философии и онтологии.

Цивилизационный подход: историко-философский анализ проблемы методологического ресурса

Статья посвящена анализу методологического ресурса цивилизационного подхода на современной фазе исторического процесса. Исходя из категориальной разработки понятия «цивилизация», автор выделяет две группы его социально-культурных характеристик: уникальные и универсальные. Первые отражают отличительные самобытные черты определенного исторического типа общества, исследуемого в социальном и культурном аспектах. Вторые представляют общие институциональные признаки цивилизационной формы общественной организации.

Проблема взаимоотношения традиции и творчества в период кризиса культуры

В статье на основе анализа концепций О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле, П. Сорокина и Й. Хейзинги рассмотрена кризисная ситуация в культуре в период первой половины ХХ в. в связи с развитием художественного течения модерна, пытающегося разрушить канонические устои в искусстве. Показано, что у истоков кризиса культуры ХХ в. лежала утрата гармонии творчества и традиции, что отра зилось на творческой деятельности представителей модерна.

Культура, цивилизация, религия в современном мире

Статья посвящена концептуализации в современном мире таких феноменов, как культура, цивилизация и религия с позиции институционального подхода. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ этих явлений в рамках социально-философского измерения, во-вторых, осмысление религии, оказывающейся в центре цивилизационной идеологии, которая выражается в иудео-христианских ценностях на Западе и этике ислама на Востоке.

Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе

В статье рассматривается диалектическая взаимосвязь патриотизма, нравственности и духовности человека. Духовность интерпретируется как главное условие и основа всех нравственных качеств и способностей человека, в том числе патриотизма. В сравнении с патриотизмом как духовным качеством личности духовность предстает как трансцендентальное условие личностного бытия, что позволяет считать ее более фундаментальным и, следовательно, первичным явлением. Исходя из этого, распространенная в литературе идея о том, что патриотизм служит основой духовности, подвергается критике.

Образовательная среда: социокультурный аспект

В статье анализируется соотношение понятий образовательного пространства и образовательной среды, характеризующейся синкретичностью, внутренней целостностью; предпринята попытка определить связь образовательной среды с ролью культуры в образовании. Отмечая такие тенденции в современном образовании, как детерриторизированность, деинституционализированность, автор считает, что усиливается необходимость активизации символического начала в образовательном процессе.

Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии

Статья посвящена концептуализации феномена культуры. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ культуры как философского феномена, во-вторых, осмысление культуры с позиций методологической новации в контексте философской рефлексии.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС "ДРУГОГО": ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена формированию патриотической культуры сту-
дентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе.
Дается анализ понятия «патриотическая культура», предлагается
система ее формирования.

Страницы