культура

Проблема взаимоотношения традиции и творчества в период кризиса культуры

В статье на основе анализа концепций О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле, П. Сорокина и Й. Хейзинги рассмотрена кризисная ситуация в культуре в период первой половины ХХ в. в связи с развитием художественного течения модерна, пытающегося разрушить канонические устои в искусстве. Показано, что у истоков кризиса культуры ХХ в. лежала утрата гармонии творчества и традиции, что отра зилось на творческой деятельности представителей модерна.

Культура, цивилизация, религия в современном мире

Статья посвящена концептуализации в современном мире таких феноменов, как культура, цивилизация и религия с позиции институционального подхода. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ этих явлений в рамках социально-философского измерения, во-вторых, осмысление религии, оказывающейся в центре цивилизационной идеологии, которая выражается в иудео-христианских ценностях на Западе и этике ислама на Востоке.

Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе

В статье рассматривается диалектическая взаимосвязь патриотизма, нравственности и духовности человека. Духовность интерпретируется как главное условие и основа всех нравственных качеств и способностей человека, в том числе патриотизма. В сравнении с патриотизмом как духовным качеством личности духовность предстает как трансцендентальное условие личностного бытия, что позволяет считать ее более фундаментальным и, следовательно, первичным явлением. Исходя из этого, распространенная в литературе идея о том, что патриотизм служит основой духовности, подвергается критике.

Образовательная среда: социокультурный аспект

В статье анализируется соотношение понятий образовательного пространства и образовательной среды, характеризующейся синкретичностью, внутренней целостностью; предпринята попытка определить связь образовательной среды с ролью культуры в образовании. Отмечая такие тенденции в современном образовании, как детерриторизированность, деинституционализированность, автор считает, что усиливается необходимость активизации символического начала в образовательном процессе.

Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии

Статья посвящена концептуализации феномена культуры. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ культуры как философского феномена, во-вторых, осмысление культуры с позиций методологической новации в контексте философской рефлексии.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС "ДРУГОГО": ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена формированию патриотической культуры сту-
дентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе.
Дается анализ понятия «патриотическая культура», предлагается
система ее формирования.

КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ФИЛОСОФСКО-КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ

В статье представлена специфика кросскультурного диалога в пространстве современного глобального мира. В работе сформулирован вывод о том, что диалог культур в настоящее время является условием для самосохранения человечества.

ПРОБЛЕМА МОРАЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г. ЛАНЦА

В статье рассматривается этическая составляющая философской концепции Генриха Ланца. Являясь представителем «младшего» поколения русского неокантианства, Ланц рассматривает проблему бессмертия как имеющую свое обоснование в этике и вкладывает в понятие бессмертия неокантианскую дуальность

Г.О. ГОРДОН: СУДЬБА И ФИЛОСОФСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

В статье проводится анализ архивных материалов, связанных с именем русского неокантианца Гавриила Гордона. Детально исследуются его воспоминания, связь с Московским и Марбургским университетами, ситуация в академической среде конца XIX - начала XX вв

 

Страницы