Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


культура

Совесть и историческая память в контексте российской культуры

Введение. Работа направлена на раскрытие диалектической взаимосвязи чувства совести и исторической памяти, обусловленности того и другого господствующими идеалами культуры. Теоретический анализ. Используя психоаналитический подход и метод критической философской рефлексии, автор концентрирует внимание на обусловленности познания истории, вместе с тем и исторической памяти, ограничительными рамками совести, заданными спецификой ориентации личности на идеалы культуры. Эмпирический анализ.

Цивилизационная основа бытийственности институционального человека

Введение. Атеистическая литература настаивает на том, что религиозная вера обязана своим возникновением невежеству человека. В свою очередь это «невежество» человека тесно связано с онтологическими основаниями институционального человека, определяющими цивилизационную основу его бытийственности. Теоретический анализ. Преодолевая интеллектуальную ограниченность, исследование онтологических оснований становления социального бытия в настоящее время приобретает важное как научное, так и социально–политическое значение в развитии социального пространства.

ИДЕЯ СОГЛАСИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ П. А. СОРОКИНА

Статья посвящена осмыслению идеи согласия в контексте фило-
софии культуры П. А. Сорокина. Эта идея является средством ин-
терпретации размышлений П. А. Сорокина о культуре, личности и 
обществе, а также его концепции конвергенции культур.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

В  статье  рассматриваются  теоретические  аспекты  подходов  к 
определению  содержания  национального  характера,  влияние 
культурных  архетипов  и  стереотипов,  этнических  стереотипов, 
констант  на  формирование  национального  характера,  чувств, 
проявляющихся в эмоционально окрашенном отношении людей 
как к своей этнической общности, формам жизни, так и к другим 
народам.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ENGLISH-7»)

Статья  посвящена  проблеме  изучения  иностранного  языка  в 
отрыве от культуры людей, говорящих на этом языке. Язык и 
культура – единое и неделимое целое, каждое слово – отра-
жение иноязычного сознания. В связи с этим каждый урок ино-
странного языка должен содержать в себе информацию куль-
турологического характера, что позволит реализовать одну из 
задач урока, предполагающую формирование социокультурной 
компетенции. Главным помощником учителя при планировании 

ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ

Духовность в статье представлена в качестве высшей жизнеутверждающей ценности и онтологического основания бытия человека. Обосновывается идея, что процесс увеличения духовности в человеке не является автоматическим, не зависящим от воли и желания субъекта. Наоборот, он предполагает определенные усилия и «внутренний подвиг» на пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний человека. Делается вывод, что духовность – особый процесс, который в своей основе не отделен от существования человека и происходит в условиях реальной действительности.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТИНЫ И СВОБОДЫ

В статье представлено соотношение истины и интеллектуаль-
ной свободы. В центре анализа находятся специфика свободы 
в контексте эволюции рациональных структур познания, взаи-
мосвязь нормативной коммуникации и свободы, роль разума в 
развитии форм свободы познания. Познание рассматривается 
в контексте решения проблем человеческого бытия в мире, при 
этом раскрывается значение категорий свободы и истины для 
понимания природы субъекта знания; в частности, исследуются 

ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО: ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ СМЕРТЬ?

Современная  эпоха  –  это  эпоха  быстрых  изменений,  форми-
рования  ценностей,  отличных  от  предыдущих,  формирования 
человека иного типа. Объектом исследования статьи становит-
ся человек будущего. Перспективы и риски становления новой 
реальности – виртуальной – скрывают опасности другого рода 
– опасности потери человека. Появляющиеся его характеристи-
ки  как  техночеловека,  киберчеловека  содержат  существенную 
особенность – зависимость человека нового типа от технических 

СОЦ ИОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРАДОКС (АНТИНОМИЯ) РАЗЛИЧЕНИЯ «Я – ДРУГОЙ»

Сформулирован  социокультурный  парадокс  различения  «Я  – 
Другой», заключающийся в том, что, с одной стороны, много-
голосье  и  полифония  Других  способствуют  гармонизации  и 
амплификации развития личности, группы, культуры, а с дру-
гой стороны, многообразие Других способно актуализировать 
страх, тревожность, враждебность и агрессивность, приводить 
к  взаимному  антагонизму,  конфронтации,  противостоянию  и 
дискриминации.  Утверждается,  что  обозначенный  парадокс 

ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье затронуты вопросы операционализации понятий, определяющих специфику как современного зарубежного, так и отечественного общества. Дан обзор дискуссионных положений употребления в российской научной литературе таких понятий, как постмодернизм, общество потребления, постиндустриальное общество и т.д., а также делается попытка операционализации этих понятий для изучения российского общества. Современное российское общество обозначается в терминах постисторического, сетевого либо информационного, общества постмодерна и т.п.

Страницы