Образец для цитирования:

Михайлина М. Ю., Михайлин В. Ю. Эволюция представлений о психологической безопасности образовательной среды в советском «школьном кино» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 190-194. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-190-194


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
791.4
Язык публикации: 
русский

Эволюция представлений о психологической безопасности образовательной среды в советском «школьном кино»

Статья посвящена анализу репрезентаций школы в советском кинематографе 1930–1980 гг. как источников по реконструкции реальных и (или) навязываемых обществу со стороны властных элит представлений о безопасности образовательной среды. Обращение к данной теме обусловлено необходимостью критической проработки системы социальных стереотипов, лежащих в основе современных представлений о безопасности образовательной среды, которые во многом сформированы в рамках предыдущей исторической эпохи. Генетически и компаративно ориентированный подход к материалу позволяет отследить динамику сменяющих друг друга пропагандистских установок, связанных с производством советских фильмов на школьную тему, а также обозначить конкретный исторический момент, в котором властный заказ встречается с общественным запросом на «искреннюю» проработку травматического опыта взросления, связанного прежде всего именно с образовательной средой. Возникший в самом начале 1960-х гг. самостоятельный жанр «школьное кино» становится впоследствии основным поставщиком устойчивых стереотипов, связанных со школой, а также одним из общественно приемлемых инструментов проработки психологических травм. Жанр «школьное кино» в современной России опирается на советскую традицию; наработанные в ее рамках социальные стереотипы являются определяющими.

Литература
  1. Barker R. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Redwood (Cal.): Stanford University Press, 1968. 246 p.
  2. Gibson J. J. The Theory of Affordances // Eds. R. Shaw, J. Bransford. Perceiving, Acting and Knowing: Toward an Ecological Psychology. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum, 1977. P. 67–82.
  3. Edmondson A. C., Lei Zh. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2014. Vol. 1. P. 23–43.
  4. Edmondson A. Psychological Safety and learning behavior in work teams // Administrative Science Quarterly. 1999. Vol. 44, № 2. P. 350–383.
  5. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : Союз, 2002. 271 c.
  6. Goldstein S. E., Young A., Boyd C. Relational Aggression at School: Associations with School Safety and Social Climate // Journal of Youth and Adolescence. 2008. Vol. 37, № 6. P. 641–654.
  7. Колотаев В. А. Функции проективной идентификации в киноискусстве // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 3 (17). С. 131–143.
  8. Михайлин В., Беляева Г. Скрытый учебный план : антропология советского школьного кино начала 1930-х – середины 1960-х годов. М. : Новое литературное обозрение, 2020. 584 с.
  9. Mikhailin V. Reanimation of a genre? A new start of a late Soviet school fi lm. URL: https://www.academia.edu/16226974/ (дата обращения: 10.03.2021).
  10. Clark K. The Soviet novel: History as ritual. Chicago: University of Chicago Press, 1981. 318 p.
  11. Sadowski J. Filmowy Poemat Pedagogiczny: między Makarenką a wymogami kultury totalitarnej // Problemy wczesnej edukacji. 1917. № 4 (39). P. 114–121.
  12. Михайлин В., Беляева Г. Поколение инопланетян : о «новой волне» в школьном кино конца 1980-х // Неприкосновенный запас. 2018. № 3 (119). С. 99–113.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate