Для цитирования:
Коваль Е. Г., Ясвин В. А. Средовые факторы формирования критического мышления у учащихся основной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 67-73. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-67-73, EDN: UCJSET
Средовые факторы формирования критического мышления у учащихся основной школы
Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся. Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.
- OECD. Trends Shaping Education 2013. Paris : OECD Publishing, 2013. https://doi.org/10.1787/trends_edu2013-en
- Dorn E., Hall S., Ibrahim H., Sarfraz S., Schmautzer D., Tmiri S. The skills revolution and the future of learning and earning. World Government Summit, 2023. 49 p.
- OECD. Trends Shaping Education 2022. Paris : OECD Publising, 2022. https://doi.org/10.1787/6ae8771a-en
- Does Higher Education Teach Students to Think Critically? / eds. Van D. Damme, D. Zahner. Paris : OECD Publishing, 2022. 267 p. https://doi.org/10.1787/cc9fa6aa-en
- Pogrow S. HOTS Revisited: A thinking development approach to reducing the learning gap after grade 3 // Phi Delta Kappan. 2005. Vol. 87, iss. 1. P. 64–75. https://doi.org/10.1177/003172170508700111
- Barnett J. E., Francis A. L. Using higher order thinking questions to foster critical thinking: A classroom study // Educational Psychology. 2011. Vol. 32, iss. 2. P. 201–211. https://doi.org/10.1080/01443410.2011.638619
- McCollister K., Sayler M. Lift the ceiling: Increase rigor with critical thinking skills // Gifted Child Today. 2010. Vol. 33, iss. 1. P. 41–47. https://doi.org/10.1177/107621751003300110
- Пинская М. А., Михайлова А. М., Рыдзе О. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Авдеенко Н. А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50–62. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate (дата обращения: 23.02.2024). EDN: RWPFEX
- Пинская М. А., Михайлова А. М. Компетенции «4К»: средовые решения для школы. Практические рекомендации : учебно-методическое пособие. М. : Российский учебник, 2020. 95 с.
- Тихомирова О. В. 4К в школе: учитель как фасилитатор // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 44–49. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/teacheras-facilitator (дата обращения: 23.02.2024). EDN: YUDAIW
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. New York : Guilford Press, 2017. 756 p.
- Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36–66. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-36-66
- Kwan Y. W., Wong A. F. Effects of the Constructivist Learning Environment on Students’ Critical Thinking Ability: Cognitive and Motivational Variables as Mediators // International Journal of Educational Research. 2015. Vol. 70. P. 68–79. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2015.02.006
- Norris S. P. The Meaning of Critical Thinking Test Performance: The Effects of Abilities and Dispositions on Scores // Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory and Practice / ed. D. Fasko. Cresskill, NJ : Hampton, 2003. P. 315–329.
- Perkins D. N., Jay E., Tishman S. Beyond Abilities: A Dispositional Theory of Thinking // Merrill-Palmer Quarterly. 1993. Vol. 39, № 1. P. 1–21.
- Rosas G. Glossary of Key Terms on Learning and Training for Work. International Labour Offi ce. International Training Centre of the ILO, 2006. 68 p.
- Winterton J., Delamare Le Deist F., Stringfellow E. Typology of Knowledge, Skills and Competences: Clarifi cation of the Concept and Prototype. Luxembourg: Office for Offi cial Publications of the European Communities, 2006. Cedefop Reference Series 64. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3048_en.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 c.
- Асмолов А. Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» : учебное пособие / ред. Е. Е. Соколова. М. : Российское психологическое общество, 1999. С. 181–192.
- Ritchhart R. Creating cultures of thinking. San Francisco : CA : Jossey-Bass, 2015. 367 p.
- Угланова И. Л., Орел Е. А., Брун И. В. Измерение креативности и критического мышления в начальной школе // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 96–107. https://doi.org/10.31857/S020595920011124-2
- Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Методология Evidence-Centered Design для измерения комплексных психологических конструктов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 18–27. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070302
- Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.