Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Коваль Е. Г., Ясвин В. А. Средовые факторы формирования критического мышления у учащихся основной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 67-73. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-67-73, EDN: UCJSET

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 2)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.01.02
EDN: 
UCJSET

Средовые факторы формирования критического мышления у учащихся основной школы

Авторы: 
Коваль Елена Георгиевна, Московский городской педагогический университет
Ясвин Витольд Альбертович, Московский городской педагогический университет
Аннотация: 

Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся. Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.

Список источников: 
  1. OECD. Trends Shaping Education 2013. Paris : OECD Publishing, 2013. https://doi.org/10.1787/trends_edu2013-en
  2. Dorn E., Hall S., Ibrahim H., Sarfraz S., Schmautzer D., Tmiri S. The skills revolution and the future of learning and earning. World Government Summit, 2023. 49 p.
  3. OECD. Trends Shaping Education 2022. Paris : OECD Publising, 2022. https://doi.org/10.1787/6ae8771a-en
  4. Does Higher Education Teach Students to Think Critically? / eds. Van D. Damme, D. Zahner. Paris : OECD Publishing, 2022. 267 p. https://doi.org/10.1787/cc9fa6aa-en
  5. Pogrow S. HOTS Revisited: A thinking development approach to reducing the learning gap after grade 3 // Phi Delta Kappan. 2005. Vol. 87, iss. 1. P. 64–75. https://doi.org/10.1177/003172170508700111
  6. Barnett J. E., Francis A. L. Using higher order thinking questions to foster critical thinking: A classroom study // Educational Psychology. 2011. Vol. 32, iss. 2. P. 201–211. https://doi.org/10.1080/01443410.2011.638619
  7. McCollister K., Sayler M. Lift the ceiling: Increase rigor with critical thinking skills // Gifted Child Today. 2010. Vol. 33, iss. 1. P. 41–47. https://doi.org/10.1177/107621751003300110
  8. Пинская М. А., Михайлова А. М., Рыдзе О. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Авдеенко Н. А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50–62. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate (дата обращения: 23.02.2024). EDN: RWPFEX
  9. Пинская М. А., Михайлова А. М. Компетенции «4К»: средовые решения для школы. Практические рекомендации : учебно-методическое пособие. М. : Российский учебник, 2020. 95 с.
  10. Тихомирова О. В. 4К в школе: учитель как фасилитатор // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 44–49. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/teacheras-facilitator (дата обращения: 23.02.2024). EDN: YUDAIW
  11. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. New York : Guilford Press, 2017. 756 p.
  12. Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36–66. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-36-66
  13. Kwan Y. W., Wong A. F. Effects of the Constructivist Learning Environment on Students’ Critical Thinking Ability: Cognitive and Motivational Variables as Mediators // International Journal of Educational Research. 2015. Vol. 70. P. 68–79. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2015.02.006
  14. Norris S. P. The Meaning of Critical Thinking Test Performance: The Effects of Abilities and Dispositions on Scores // Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory and Practice / ed. D. Fasko. Cresskill, NJ : Hampton, 2003. P. 315–329.
  15. Perkins D. N., Jay E., Tishman S. Beyond Abilities: A Dispositional Theory of Thinking // Merrill-Palmer Quarterly. 1993. Vol. 39, № 1. P. 1–21.
  16. Rosas G. Glossary of Key Terms on Learning and Training for Work. International Labour Offi ce. International Training Centre of the ILO, 2006. 68 p.
  17. Winterton J., Delamare Le Deist F., Stringfellow E. Typology of Knowledge, Skills and Competences: Clarifi cation of the Concept and Prototype. Luxembourg: Office for Offi cial Publications of the European Communities, 2006. Cedefop Reference Series 64. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3048_en.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
  18. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 c.
  19. Асмолов А. Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» : учебное пособие / ред. Е. Е. Соколова. М. : Российское психологическое общество, 1999. С. 181–192.
  20. Ritchhart R. Creating cultures of thinking. San Francisco : CA : Jossey-Bass, 2015. 367 p.
  21. Угланова И. Л., Орел Е. А., Брун И. В. Измерение креативности и критического мышления в начальной школе // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 96–107. https://doi.org/10.31857/S020595920011124-2
  22. Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Методология Evidence-Centered Design для измерения комплексных психологических конструктов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 18–27. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070302
  23. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
Поступила в редакцию: 
05.03.2024
Принята к публикации: 
16.01.2025
Опубликована: 
31.03.2025