Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ясвин В. А. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ К ЭМПИРИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 80-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 25)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ К ЭМПИРИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Авторы: 
Ясвин Витольд Альбертович, Московский городской педагогический университет
Аннотация: 

Представлены наиболее важные методологические подходы к изучению социально-образовательной среды, сформировавшиеся на протяжении ХХ века в российской психологической и педагогической науке. Обосновано становление экологической психологии образования как исследовательского направления. Обобщены эмпирические результаты, полученные в процессе исследования образовательных сред более пяти тысяч россий- ских школ в период 1995–2015 гг. на основе авторской методики, включающей комплекс системных параметров: модальности, широты, интенсивности, осознаваемости, обобщенности, эмоциональности, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности, структурированности, безопасности и устойчивости. Выявлена связь уровня различных параметров школьной среды с уровнем учебной успешности школьников. Проведен сравнительный анализ характеристик дошкольной, школьной и университетской сред. Установлены различия в оценке среды разными категориями членов образовательных сообществ в разных организационных условиях. Показаны эмпирически выявленные профессионально-психологические противоречия между руководителями школ и педагогами, возникающие в результате реструктуризации школ путем формирования из нескольких школ единого юридического лица со структурными подразделениями.

Список источников: 

1. Леонтьев А. Н. О учении о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследова- ние) // Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 3. Ед. Хр. 402. 

2. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) // Вопр. психологии. 1998. № 1. С. 108–127. 

3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001. 304 с. 

4. Давыдов В. В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1976. № 2–3. С. 4–6. 

5. Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды // Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980. С. 5–25. 

6. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии. 1993. № 1. С. 13–23. 

7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с. 

8. Абрамова Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995. 22 с. 

9. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. ; Самара, 2001. С. 77–81. 

10. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. ; Самара, 2001. С. 172–176. 

11. Климов Е. А. О среде обитания человека глазами психолога // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. ; Самара, 2001. С. 7–9. 

12. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика. СПб., 2007. 347 с. 

13. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 193 с. 

14. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психол. журн. 1996. № 17 (6). С. 4–18. 

15. Ясвин В. А. Моделирование образовательной среды. М., 1997. 365 с. 

16. Dunkan O. D., Shnore L. F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in study of social organization // Amer. Journal of Sociology. 1969. Vol. 65, № 2. P. 132–136. 

17. Ясвин В. А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 42–49. 

18. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 4. С. 79–88. 

19. Ясвин В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М., 2011. 175 с. 

20. Кондрашина Ю. Ю. Проектирование и мониторинг развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... магистра по направлению «Психолого-педагогическое образование». М., 2013. 92 с. URL: http://yasvinlab.ru/Content/pdfs/lab/Kondrashina_ Magistr.pdf (дата обращения: 01.09.2016). 

21. Капцов А. В., Кичигин В. И. Психолого-педагогиче- ское обеспечение многоуровневого высшего образования. Самара, 2003. 316 с. 

22. Нагорнова Л. Е. Оценка студентами университетской среды // Вопр. гуманитарных наук. 2005. № 3. С. 34–52. 

23. Ясвин В. А. Школа как развивающая среда. М., 2010. 360 с. 

24. Ясвин В. А., Рыбинская С. Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Фило- софия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 68–72. 

25. Вачкова С. Н. Формирование уклада школы в информационно-коммуникационной среде : дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 356 с. 

26. Гущина Т. Н. Педагогические основания развития субъектности старшеклассников в системе дополнительного образования : дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 545 с. 

27. Чеклина Н. В. Параметрическая характеристика взаимодействия школы и семьи как компонентов образовательной среды : дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 142 с.