Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


развитие личности

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ К ЭМПИРИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Представлены наиболее важные методологические подходы к изучению социально-образовательной среды, сформировавшиеся на протяжении ХХ века в российской психологической и педагогической науке. Обосновано становление экологической психологии образования как исследовательского направления. Обобщены эмпирические результаты, полученные в процессе исследования образовательных сред более пяти тысяч россий- ских школ в период 1995–2015 гг.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

В статье анализируются критерии социально-психологической зрелости личности с точки зрения процесса социализации/индивидуализации. Авторы считают, что изучение зрелости личности по критериям социально ориентированным и индивидуально ориентированным изолированно и даже в их взаимосвязи мало продуктивно, поскольку их интеграция порождает качественно новые субъектные интегративные образования. Социально-психологическая зрелость личности рассматривается как субъектность, порождаемая в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости.