Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Психология

Искусство как проводник коллективной памяти в культурном строительстве современного государства

Введение. Российская культура сегодня получила статус национального приоритета. Внимание к культуре, появление нормативно-правовых документов в этой области можно идентифицировать как новый этап культурного строительства в нашем государстве. Теоретический анализ. Ответной реакцией на социокультурную среду постиндустриального информационного общества, транслирующую ценности индивидуальные, стало повышенное внимание общественности к традициям и истории Отечества – всему тому, что составляет понятие «коллективная память».

Проблемы предпрофессиональной подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных секторов экономики в системе дополнительного образования

Введение. В статье раскрывается предпрофессиональная подготовка в средней общеобразовательной школе, представляющая собой сложный и многогранный процесс, направленный на формирование у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления обоснованного выбора профессии. Эта подготовка должна основываться на современных требованиях рынка труда, способствовать формированию обоснованной образовательной траектории обучающегося. Теоретический анализ.

Влияние процессов геймификации на милитаризацию молодого поколения

Введение. Вопрос о влиянии геймификации на социально-психологические процессы на фоне интенсивной цифровизации жизни общества за последние несколько лет вызвал повышенный интерес в различных академических областях, в том числе в изучении феномена милитаризации молодого поколения. Анализ актуальных социально-психологический процессов указывает на проникновение геймификации в различные сферы жизни общества, эффекты которой оказывают специфическое воздействие на молодое поколение. Теоретический анализ.

Возрастные особенности ценностно-смысловой сферы населения Российской Федерации

Введение. В современном обществе представляется важным изучить особенности ценностно-смысловой сферы населения Российской Федерации с учетом возрастной специфики. Теоретический анализ. Ценностно-смысловая сфера личности объединяет ценностные ориентации и систему личностных смыслов. При этом исследование представлений о ценностном спектре личности у людей разного возраста (от 16 до 65 лет) позволит учесть социально-исторические и социокультурные различия между возрастными группами. Материалы и методы.

Потенциал самоизменения личности как фактор конструктивности поведения в межличностном конфликте

Введение. Существующие в современной психологии исследования проблемы конструктивности поведения в межличностных конфликтах в значительной мере сосредоточены на внешних ресурсах и способах их разрешения (медиация, переговоры и др.), в то время как роль потенциала личности остается недостаточно изученной. Теоретический анализ. Активность личности, направленная на изменения собственного поведения, принятие решений и осознанные действия могут служить основой конструктивности поведения в межличностном конфликте. Эмпирический анализ.

Особенности взаимосвязи чувствительности к справедливости с жизнеспособностью у молодых людей с высоким, средним и низким достатком

Определение у молодых людей с высоким, средним и низким уровнями достатка особенностей взаимосвязи чувствительности к справедливости с жизнеспособностью актуально в связи с их высокой социальной активностью и большим потенциалом социальной конфликтности. Теоретический анализ показал дефицит отечественных исследований в этом направлении. Методами психодиагностики (опросник «Чувствительность к справедливости» М. Schmitt и др.; методика «Жизне-способность личности» А.А.

Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностных ориентаций у девушек, обучающихся на младших курсах университета

Во введении рассматривается проблема субъективного благополучия и ценностных ориентаций у девушек, обучающихся на младших курсах университета. Субъективное благополучие понимается как интегральное эмоционально-оценочное отношение личности к собственной жизни, опосредованное системой ценностей и социальных норм. В теоретическом анализе обобщены современные подходы к изучению субъективного благополучия, описана их связь с ценностной сферой и особенностями юношеского возраста.

Связь субъектности учебной группы и ее творческих качеств

Введение. В условиях современной образовательной парадигмы, ориентированной на коллективные формы обучения, особую актуальность приобретает изучение субъектности учебной группы и ее связи с творческими качествами. Групповая субъектность, понимаемая как способность к самоорганизации и активному преобразованию среды, рассматривается как ключевой фактор успеха в решении нестандартных задач. Теоретический анализ. Традиционно творчество исследуется как индивидуальный процесс.

Личностные предикторы эмоционального выгорания специалистов ИТ-сферы

Существует потребность в выявлении предикторов выгорания ИТ-специалистов для разработки эффективных методов его профилактики и преодоления. Теоретический анализ. В возникновении эмоционального выгорания существенную роль играют личностные факторы. Эмпирический анализ. Выявлена роль личностных предикторов (интолерантность к неопределенности, перфекционизм, регуляторные зарактеристики и пр.) в возникновении эмоционального выгорания специалистов в области ИТ-технологий, которые образуют два четких кластера: факторы риска выгорания и протективные факторы.

Субъективные представления женщин о семейных функциях и ролях

Во введении отмечается актуальность проблематики исследования в связи с макросоциальной трансформацией традиционных семейных ролей и функций. В теоретическом анализе делается упор на осмысление содержания воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной, духовной и других функций семьи.

Страницы