Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Философия

Методология применения нейросетевых технологий в изобразительном искусстве современных художников Китая

Введение. Современные художники все чаще прибегают к новым способам создания произведений искусства – происходит постоянное внедрение нейросетевых программ и новых методик, что приводит к качественно новым результатам и новому художественному мышлению. В данном случае особо интересен опыт Китая, где на законодательном уровне внедряются разработки искусственного интеллекта (далее – ИИ) в создание художественных работ. Теоретический анализ. Существует несколько концепций, рассматривающих творчество и авторство в эпоху ИИ.

Проблема "Я" в философии Фридриха Ницше

Аннотация. Введение. Статья посвящена образу человека в творчестве Ф. Ницше. Последовательно проводится мысль о том, что представление Ницше о «мнимом единстве «Я» является результатом узурпации разумом центрального места в психическом. Теоретический анализ. В «Сумерках идолов», «Так говорил Заратустра», «Черновиках и набросках» принцип «мифической отрешенности» дает возможность приблизиться к пониманию образа сверхчеловека. Образ как то, как мы видим, позволяет также понять мотивы человеческих поступков и отношение к вещам.

Теократия как модель государства в философии В.С. Соловьева

Целью проведенного исследования является анализ концепции свободной теократии В.С. Соловьева. На примере программных произведений мыслителя: «История и будущность теократии», «Русская идея», «Духовные основы жизни», рассматривается модель направленности исторического процесса, а также идеального общественного устройства предложенная философом. Данная модель, по мнению В.С. Соловьева, могла бы положить конец межнациональным и межгосударственным конфликтам в Европе, а следом за ней и во всем мире, через восстановление утраченного послушания перед Богом.

Авангард в России: путь Малевича

Статья посвящена углубленному анализу концепции супрематизма, выявлению его значимой роли в переосмыслении художественного языка и форм выражения в искусстве, а также творчеству Казимира Малевича. Целью работы является детальное исследование супрематизма как метода познания, освобождающего внутреннюю идею от материального объекта. Рассматривается проблема упадка традиционных художественных форм и поиск нового языка в искусстве в условиях культурной агонии и социальных изменений начала XX века.

«Важнейшее из искусств»: кинообразы советского прошлого в российской мифотворческой практике

Введение. В статье рассматривается специфика кинематографических образов СССР в российской мифотворческой практике. Главной задачей исследования является анализ воздействия образов советского прошлого, создаваемых и транслируемых постсоветским кинематографом, на формирование исторической памяти об СССР. Теоретический анализ.

Как идеологи определяют идеологию: А. Г. Дугин

Введение. Идеология как категория политической философии в условиях цифрового общества не может определяться нейтрально и автономно от деятельности определяющего ее субъекта. Теоретический анализ. На примере конкретной системы взглядов показана неизбежность идеологичности и идеологизированности понятия «идеология». При рассмотрении учебника А. Г.

Российская цивилизация: мировоззренческое и идеологическое

Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации.

Русское странничество в системе культурно-антропологического кода

Введение. В статье исследуется социальный институт странничества как феномен русского культурного кода в его эволюции и формировании традиции социальной практики. Теоретический анализ. Автор использует как методологию культурологического исследования, так и подходы социологии знания, философско-антропологический и цивилизационный анализы для целостного понимания явления странничества.

Социальная философия немецкого романтизма

Введение. Статья посвящена анализу немецкого романтизма через социально-философское рассмотрение его возникновения, особенностей и методологических оснований в историческом и культурологическом контекстах. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть аналитику и методологию немецкого романтизма с применением философского метода генеалогии. Генеалогическая процедура гетерогенна по своей сути, поскольку предполагает выявление двойственности начала, истока социальности.

Метапредметность воображения в методологии мысленного эксперимента

Введение. В статье обосновывается положение, согласно которому, помимо собственного предмета конкретных мысленных экспериментов, каждый из них вскрывает общие принципы работы воображения – элементы трансцендентальной схемы, которую И. Кант противоречиво определяет как чистое представление, являющееся одновременно интеллектуальным и чувственным. В этом смысле воображение является метапредметом мысленного эксперимента. Теоретический анализ.

Страницы