мышление

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста.

ФИЛОСОФИЯ В СИТУАЦИИ РИСКА: ВОЗМОЖНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу современной ситуации в философии. Анализ историко-философской концепции Гегеля показывает, что современная философия находится перед выбором конца философии или нахождения в рамках программы философии Гегеля (что также означает конец философии). В статье анализируется возможное решение данной проблемы через ситуацию риска, открывающую новые горизонты для философского мышления.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

В статье излагаются теоретические аспекты влияния теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) как новой образовательной области знаний на развитие мышления субъектов образования. Уточнены сущностные характеристики системно-логического мышления. Определены критерии и уровни его развития

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Универсальная компетентность как структурный элемент ключевых компетентностей рассматривается как интегративное свойство субъекта учебной деятельности. Определены четыре основных компонента универсальной ключевой компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностно-коммуникативный, рефлексивный. Данные составляющие универсальной компетентности теоретически исследованы во взаимосвязи с процессом мышления.

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОИСКУ РЕФЛЕКТОРНЫХ ОСНОВ РЕФЛЕКСИИ: Л. С. ВЫГОТСКИЙ

Попытки  внедрения  рефлексивного  подхода  в  отечественное 
образование  чаще  всего  оказывались  безуспешными,  что,  по 
мнению автора, обусловлено невниманием к материалистиче-
ской позиции психологов, согласно которой эффективно фор-
мировать рефлексивные способности обучающихся возможно, 
опираясь на хорошо изученные законы управления формирова-
нием условных рефлексов человека. В этой связи автор ищет 
связь между рефлексией и рефлексом для того, чтобы в после-
дующем использовать её в качестве фундаментальной основы 

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В  статье  рассматриваются  проблемы  становления  и  развития 
науки как социального института в пространстве технократиче-
ской  цивилизации.  Выявляется  альтернатива  технологического 
и технократического подходов к научному знанию. Демонстри-
руется сущностное единство естественных и гуманитарных наук 
на основе общности их технократической организации. Ставится 
проблема влияния глобальной экономики и процесса интерна-
ционализации  научных  институтов  на  современные  реформы