Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Железовская Г. И., Исайкина М. А., Недогреева Н. Г. Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 216-220. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-216-220

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.1

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ

Авторы: 
Железовская Галина Ивановна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Исайкина Мария Александровна, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Недогреева Наталия Герасимовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста. В определении сущности и особенностей понятийного диалектического мышления авторы руководствовались общепсихологическим пониманием мышления как процесса анализа через синтез, движения от сущности к явлению, от всеобщего к единичности, исходили из его направленности на практическое преобразование познаваемых явлений; опосредованности знаний в процессе познания затруднений в своей деятельности; соотнесенности действий с содержанием ситуации и условиями ее протекания. В качестве диагностирующего метода использовался подход, позволяющий выявить различные характеристики мышления в их естественных связях и отношениях. Для выбора рациональных методов, приемов и средств изучения понятийного диалектического мышления студентов были выделены критерии и их интегрированные, обобщенные показатели, на основе которых выявлены уровни сформированности понятийного диалектического мышления, определена их сущность.

Список источников: 

1. Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Саратов, 1994. 31 с.

2. Розенталь М. М. Принципы диалектической логики. М., 1960. 477 с.

3. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 145 с.

4. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974. 271 с.

5. Холодная М. А. Интегральная структура понятийного мышления. Томск, 1983. 190 с.

6. Железовская Г. И. Понятийное диалектическое мышление у студентов. Педагогическая технология и диалектический анализ. Саратов, 1993. 140 с.