методология

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста.

СТРУВЕ В ЭМИГРАЦИИ ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Статья посвящена философии истории Петра Струве. Идеи русского мыслителя исследуются в контексте философии русского зарубежья. Анализируются проблемы философских оснований истории и исторической науки. Рассматриваются публицистические («Дневник политика» 1925−1935) и философские работы Струве в эмиграции.

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются работы малоизвестных русских фило-
софов начала XX в. И.М. Гревса и Н.П. Анциферова, посвящен-
ные проблеме конструирования социальной памяти с помощью
экскурсионных практик. Автор рассматривает методологические
предпосылки подобного отношения к прошлому и выявляет по-
тенциал использования конструктивистской методологии для
решения актуальных вопросов социальной философии.

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается методологический аспект психологического судебно-экспертного исследования и обсуждаются пути решения проблем, связанных с построением его методики на основании общенаучных методологических принципов. Раскрывается определяющее значение принципов системности и индивидуализации. Определяется система критериев научной обоснованности выполняемых судебно-психологических экспертиз.

ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

Статья содержит анализ методологических подходов осмысления категории время в системе культурфилософского знания.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ В. И. ЛЕНИНА И М. ВЕБЕРА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье проводится сравнительный анализ выделения субъек- тов власти в концепциях революций В. И. Ленина и М. Вебера. Историко-философский характер решения поставленной задачи позволяет аргументировать выбор для сопоставления концеп- туальных положений, отражающих вполне определенные рево- люционные события 1905–1917 гг. в России. Автор доказывает, что различия в теоретических построениях Ленина и Вебера по рассматриваемому вопросу обусловлены, прежде всего, принци- пиальной разницей в применяемой им методологии.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОЛОГИИ ТЕОЛОГИИ В ВУЗАХ РФ

В статье исследуется проблема предмета и методологии препо-
давания теологии в современных российских светских высших 
учебных  заведениях.  Автор  раскрывает  основное  содержание 
дискуссии среди ученых по этому вопросу и приводит аргументы 
полемизирующих сторон. По его мнению, для введения предмета 
теология имеется основание на уровне исторического междуна-
родного опыта и дореволюционной традиции университетского 
образования в России. Им анализируются материалы обсужде-
ния темы на слушаниях Общественной палаты Российской Фе-

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ВЫЗОВ

В  статье  рассматривается  влияние  ситуации  постмодерна  на 
развитие гуманитарных дисциплин в начале XXI в. Отмечается, 
что исходный тезис постмодерна о бесконечной вариативности 
текстов  оказывается  угрозой  для  научного  статуса  истории, 
филологии, социально-экономических наук, которые лишаются 
возможности достоверно устанавливать истинное содержание 
исследуемых  текстов.  Выделяются  различные  стратегии,  ко-
торые  применяются  гуманитарными  науками  для  сохранения 

СХЕМЫ В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ

Статья посвящена анализу статуса схем и выражающих их гра-
фических  изображений,  используемых  в  общей  методологии. 
Рассматривается  соотношение  пространственных  изображений 
и динамического содержания, выражающихся схемами. Прово-
дится анализ статуса схематизации в общем ряду познаватель-
ных способностей человека и соотношения схем с эмпирически-
ми данными и теоретическими конструктами. Через анализ тех 
стратегий, которые предлагаются исследованиями в общей ме-
тодологии, производится соответствующий анализ адекватности 

ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Статья  посвящена  рассмотрению  проблемы  методов  психоло-
гического исследования религии и религиозности. Автор затра-
гивает  проблему  адекватной  и  общепринятой  психологической 
дефиниции  религии  и  религиозности,  основные  методологиче-
ские проблемы психологии религии, проблему номотетического 
и  идео графичекого  подходов  к  исследованию  религии.  Особое 
внимание  в  статье  уделяется  проблеме  недостатка  диагно-
стических  методов  изучения  индивидуальной  религиозности