Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Вархотов Т. А. Метапредметность воображения в методологии мысленного эксперимента // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 368-372. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-368-372, EDN: BQZALY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
165+167/168
EDN: 
BQZALY

Метапредметность воображения в методологии мысленного эксперимента

Авторы: 
Вархотов Тарас Александрович, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Введение. В статье обосновывается положение, согласно которому, помимо собственного предмета конкретных мысленных экспериментов, каждый из них вскрывает общие принципы работы воображения – элементы трансцендентальной схемы, которую И. Кант противоречиво определяет как чистое представление, являющееся одновременно интеллектуальным и чувственным. В этом смысле воображение является метапредметом мысленного эксперимента. Теоретический анализ. С помощью мысленных экспериментов, оперирующих предельными представлениями, проясняются необходимые схемы синтеза, связанные с фундаментальными понятиями. Связь мысленного эксперимента с воображением очевидна и в специальной литературе, по замечанию Р. Соренсена, рассматривается как тривиальная, в мысленном эксперименте «воображение заменяет восприятие», а надежность результата зависит от того, насколько хорошо воображение справляется с ролью восприятия. При этом двусмысленность трактовки воображения, характерная для интеллектуальной культуры Нового времени, непосредственно отражается на оценке эпистемологического статуса, тесно связанного с ним мысленного эксперимента. Воображение понимается, с одной стороны, как нечто противоположное разуму – источник химер и заблуждений; с другой стороны, воображение является фундаментальным условием познания, поскольку вне синтеза, с которого начинается любое предметное знание, познавательная деятельность вообще невозможна, и «знать» означает «уметь представить», т.е. вообразить. Устройство этой способности как раз и выявляет мысленный эксперимент, в котором нереалистические посылки используются для демонстрации работы трансцендентального схематизма, т.е. необходимого способа синтеза, подобно тому, как карта отображает не только местность (которой может и не быть), но и способ работы картографа (который будет запечатлен с необходимостью). Заключение. Кроме предмета, выступающего явной целью конкретного мысленного эксперимента, в нем раскрывается инвариантный для всех мысленных экспериментов предмет – принципы работы воображения. 

Список источников: 
  1. Мах Э. Познание и заблуждение. М. : Бином, 2010. 456 с.
  2. Кошовец О. Б., Вархотов Т. А. Эксперименты без материи: модели в теоретической экономике // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 49, № 3. С. 124–139. https://doi.org/10.5840/eps201649355
  3. Norton J. Are Thought Experiments Just What You Thought? // Canadian Journal of Philosophy. 1996. Vol. 26, № 3. P. 333–366.
  4. Mäki U. Models are experiments, experiments are models // Journal of Economic Methodology. 2005. Vol. 12, iss. 2. P. 303–315.
  5. Brown J. R. The Laboratory of the Mind. Thought Experiments in Natural Sciences. London : Routledge, 1991. 190 p. 
  6. Sorensen R. Thought experiment and imagination // The Routledge Handbook of Philosophy of Imagination / Ed. by Kind A. London ; New York : Routledge. 2016. P. 420–436.
  7. Daston L. Fear and Loathing of the Imagination in Science // Daedalus. 1998. Vol. 127, № 1. P. 73–95.
  8. Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений : в 8 т. Т. 3. М. : ЧОРО, 1994. 742 с.
  9. Тевзадзе Г. Иммануил Кант. Проблемы теоретический философии. Тбилиси : Хеловнеба, 1979. 368 с.
  10. Патнэм Х. Мозги в бочке // Патнем Х. Разум, истина и история. М. : Праксис, 2002. С. 14–37.
  11. Fogel R. W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. Baltimore : Johns Hopkins Press, 1964. 296 p.
  12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 1995. 500 с.
Поступила в редакцию: 
11.11.2024
Принята к публикации: 
20.11.2024
Опубликована: 
25.12.2024