Образец для цитирования:

Рожков В. П. Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 389-393. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-389-393


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
1:[3+93]
Язык публикации: 
русский

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты. В их параметрах Ф. Фукуяма и С. Хантингтон создают конкурирующие концепции конца истории. Проводится сравнительный анализ методологических инструментов конструирования предлагаемых моделей. Формулируется вывод об ограниченности методологического ресурса цивилизационного подхода, концептуальная реализация которого катализирует рискогенность жизнедеятельности международного сообщества. Развивая идеи предыдущих публикаций, автор предлагает применение многоуровневого методологического синтеза на основе принципов дифференциации и дополнительности. По его мнению, интересную перспективу в этом отношении может представлять синтез элементов цивилизационной и формационной методологии с нравственно-аксиологическими смысловыми ориентациями христианской экзегетики. 

Литература

1. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134‒148.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. : АСТ, 2003. 603 с.

3. Рожков В. П. Цивилизационный подход : историкофилософский анализ проблемы методологического ресурса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 282‒286. DOI://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-282-286

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: