Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


сознание

Цивилизационная основа бытийственности институционального человека

Введение. Атеистическая литература настаивает на том, что религиозная вера обязана своим возникновением невежеству человека. В свою очередь это «невежество» человека тесно связано с онтологическими основаниями институционального человека, определяющими цивилизационную основу его бытийственности. Теоретический анализ. Преодолевая интеллектуальную ограниченность, исследование онтологических оснований становления социального бытия в настоящее время приобретает важное как научное, так и социально–политическое значение в развитии социального пространства.

МИР-СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

В статье анализируются проблемы теоретического проекта мир-
системы, выдвинутого представителями западной социологии в 
1970-е гг., и противоречия его реализации в условиях глобали-
зации.  Автор  доказывает  закономерность  возникновения  этого 
проекта, апеллируя к «эффекту системности» сознания с раци-
ональной доминантой экстравертивного мышления в парадигме 
классической философии. В то же время автор обращает внима-
ние на особенности формирования планетарной мир-системы в 

ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

ставлений о времени философов-постмодернистов. Показано, 
что  в  философском  постмодернизме  не  существует  единых 
представлений о времени, так как сама философия постмодер-
низма не представляет собой единую целостную совокупность 
взглядов. Строится краткая ретроспектива философских пред-
ставлений  о  времени  (Ж.  Дёлез,  Ж.  Деррида).  Показывается, 
что  время  в  философском  постмодернизме  всегда  мыслится 
свойством сознания: оно не разворачивается в реальности, а 

Ф-ЗОМБИ: КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ

В статье рассматриваются следствия принятия тезиса о воз-
можности  существования  «философских  зомби»  (ф-зомби)  в 
контексте  различных  подходов  к  решению  психофизической 
проблемы.  Показано,  что  само  допущение  возможности  су-
ществования  ф-зомби  (существа,  физически  идентичного 
человеку,  но  не  обладающего  сознательным  опытом)  дела-
ет  невозможным  обоснование  в  рамках  натуралистической 
парадигмы  какой-либо  формы  сущностной  связи  функции  и 

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ"

Предпринимается попытка определения понятия «измененные состояния сознания». Важным моментом здесь представляется выяснение вопросов: «Что такое сознание?» и «Познаваемо ли сознание?». Обосновывается, что сознание ? форма взаимодействия индивида со средой. В свою очередь, измененные состояния сознания ? следствие нарушения такого взаимодействия. Постулируется мысль, что фактором измененных состояний сознания выступает отчуждение и деперсонализация личности.

СОЗНАНИЕ И КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Предложен оригинальный подход к решению психофизической проблемы, в основе которого лежит философски переосмысленная «многомировая» интерпретация кантовой механики Х. Эверетта, а также идея М. Менского о тождестве сознания с процессом селекции квантовых альтернатив. Дается объяснение видимого психофизического взаимодействия и процессов редукции волновой функции в квантовой механике

АРХЕТИП И СМЫСЛ КУЛЬТУРЫ

Данная статья посвящена рассмотрению соотношения архетипа и смысла с точки зрения философского подхода. Основная идея работы заключается в том, что архетипы могли явиться психологическим основанием для возникновения культуры как феномена.

ПАРАМЕТРЫ ДЕСТРУКТИВНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье исследуется методологический ресурс деятельностного подхода в определении параметров деструктивности в процессе социализации молодежи. Автор доказывает, что его использование методологически ориентирует на поиск факторов деструк-
тивности в сферах жизнедеятельности общества и сознания; на этом основании он обозначает параметры деструктивности в ареале взаимодействия информационно-коммуникативной среды и когнитивных структур сознания.

КОНЦЕПЦИИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА НЕОАНИМИСТИЧЕСКИХ ОНТОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме различения «одушевленного» и «неодушевленного». Проблема рассматривается в рамках онтологической концепции потока времени – идеи длительности А. Бергсона и концепции «синтеза времени» Ж. Делёза. Делает-
ся вывод о наличии множества уровней, интенсивности в степени одушевленности, а также зачатков души как форм синтеза времени.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

Статья посвящена проблеме недостаточности в жизни человека. Недостаточность рассматривается как хроническая нехватка нечто внутри границ самоидентификации. Вводится понятие онтологической недостаточности как недоопределенности бытия до целого. Понимание недостаточности эксплицируется с помощью теории сознания, представляющего собой несколько уровней синтеза психических процессов.

Страницы