Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


метод

АВАНГАРД КАК «НАУЧНОЕ» ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВА

Статья  посвящена  воздействию  научно-технических  достиже-
ний  начала  XX  в.  на  авангардное  искусство.  Прослеживаются 
основные  направления  влияния  науки  на  авангард:  прежде 
всего, это заимствование художниками анализа и синтеза как 
ведущего творческого метода. «Художественная материя» под-
вергалась разложению на простейшие элементы, свойства ко-
торых детально исследовались и демонстрировались публике, 
затем из элементов синтезировалось новое произведение, тем 

Цивилизационный подход: историко-философский анализ проблемы методологического ресурса

Статья посвящена анализу методологического ресурса цивилизационного подхода на современной фазе исторического процесса. Исходя из категориальной разработки понятия «цивилизация», автор выделяет две группы его социально-культурных характеристик: уникальные и универсальные. Первые отражают отличительные самобытные черты определенного исторического типа общества, исследуемого в социальном и культурном аспектах. Вторые представляют общие институциональные признаки цивилизационной формы общественной организации.

«Старое бремя» субъективности в критике Л. Фейербаха и младогегельянцев

В статье рассматриваются ключевые аспекты общественно-политической по смыслу философско-теологической доктрины младогегельянцев. Выдвижение философии как университетской «матери наук», соединяющей в себе метафизику и диалектику, в центр общественной «повестки дня» объясняется как внутренними причинами (раскол в гегелевской «школе», конкуренция со стороны позитивизма, ренессанс теологической мысли), так и воздействием внешних факторов.

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты.

В ЧЁМ ИМЕННО СОМНЕВАЕТСЯ ДЕКАРТ?

Статья посвящена рассмотрению онтологических установок Декарта, а именно – его сомнению. Следуя указанию Гуссерля, автор предлагает подвергнуть более внимательному анализу традиционный метод мыслителя.