Образец для цитирования:

Мисюров Н. Н. «Старое бремя» субъективности в критике Л. Фейербаха и младогегельянцев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 29-33. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-29-33


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
101.1+130.3
Язык публикации: 
русский

«Старое бремя» субъективности в критике Л. Фейербаха и младогегельянцев

В статье рассматриваются ключевые аспекты общественно-политической по смыслу философско-теологической доктрины младогегельянцев. Выдвижение философии как университетской «матери наук», соединяющей в себе метафизику и диалектику, в центр общественной «повестки дня» объясняется как внутренними причинами (раскол в гегелевской «школе», конкуренция со стороны позитивизма, ренессанс теологической мысли), так и воздействием внешних факторов. Исследуется проблема «субъективности» в философской критике 1840-х гг., оказавшаяся «камнем преткновения» для многих участников дискуссии; категориальное содержание понятия так и не было прояснено. Задача – выявить базовые характеристики столь широко интерпретируемой «субъективности» и прояснить позиции сторон. В статье доказывается, что противопоставление гегелевскому абстрактному бытию действительного бытия означало фактически разрыв с его методом; миру как «всеобщему» Б. Бауэр противополагает «всеобщность» индивидуальности; «предпосылкой» деятельности мышления Л. Фейербах считает не разум, а сомнение. Заменой спекулятивных практик «старой» кантианской школы интеллектуальными, идущими от Шеллинга, «процедурами» философствования формировалась новая философская парадигма. Революция 1848 г. актуализировала многие философские идеи, наполнив их социальным содержанием. Выводами констатируется противоречивость и эклектичность философских конструкций младогегельянцев.

Литература
  1. Буржуазная философская антропология XX века / отв. ред. Б. Т. Григорьян. М. : Наука, 1986. 296 с.
  2. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Прогресс, 1989. 312 с.
  3. Фейербах Л. Сочинения : в 2 т. / пер. с нем. М. : Наука, 1995. Т. 1. 502 с.
  4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М. : Гардарика, 1998. 784 с.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 2. 652 с.
  6. Дильтей В. Сущность философии. М. : Интрада, 2001. 160 с.
  7. Эстетика Гегеля и современность : сб. ст. / отв. ред. М. Лифшиц. М. : Изобразительное искусство, 1984. 272 с.
  8. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М. : Красанд, 2010. 144 с.
  9. Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. М. : Мысль, 1975. Т. 1. 532 с.
  10. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М. : Республика, 1992. 528 с.
  11. Lambrecht L., Tietz K.-E. Arnold Ruge (1802‒1880): Beiträ gezum 200. Geburtstag. Frankfurt am Main ; New York : Peter Lang Publ., 2002. 148 p.
  12. Breckman W. Marx, the young Hegelians, and the origins of radical social theory dethroning the self. London ; New York : Cambridge University Press, 1998. 348 p.
  13. Песков А. М. Германский комплекс славянофилов // Россия и Германия : опыт философского диалога. М. : Медиум, 1993. С. 53‒94.
  14. Ameriks K. The legacy of idealism in the philosophy of Feuerbach, Marx, and Kierkegaard // The Cambridge companion to German idealism. Cambridge : Cambridge University Press, 2000. P. 258‒281.
  15. Brüggen Fr. Hegelianismus und Hegelkritik. Theorie gewinne und Theoriedefi zite im Vormärz // Internationale Feuerbachforschung, 2018. Bd. 7. S. 139‒153.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: