Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


tradition

Русское странничество в системе культурно-антропологического кода

Введение. В статье исследуется социальный институт странничества как феномен русского культурного кода в его эволюции и формировании традиции социальной практики. Теоретический анализ. Автор использует как методологию культурологического исследования, так и подходы социологии знания, философско-антропологический и цивилизационный анализы для целостного понимания явления странничества.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: ЛОГИКА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ

Статья  посвящена  исследованию  процессов  глобализации  в 
контексте  современности  и  специфики  трансформации  гло-
бального общества. На фоне глобализации происходит дефор-
мация существующих субъектов, что зачастую представляется 
исследователями  социума  как  нечто,  уничтожающее  социаль-
ную  солидарность.  Особое  место  в  контексте  поставленной 
проблемы отводится исследованию дихотомии «коллективное – 
индивидуальное». В исследовании последовательно рассматри-

МОРИС ХАЛЬБВАКС: КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАМЯТИ

М. Хальбвакс положил начало новому научному направлению - социологическому исследованию памяти, его труды, посвящённые проблеме коллективной памяти, оказались чрезвычайно востребованными и плодотворными для гуманитарных наук конца ХХ и начала ХХI века. Он решает проблемы соотношения коллективной и индивидуальной памяти, памяти и истории, памяти и традиции, социально-культурных функций памяти.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты философского учения китайского философа VI-V вв. до н.э., преимущественно связанные с конфуцианским пониманием проблемы смысла жизни.

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИИ И ПАФОС РЕВОЛЮЦИИ

В статье представлена точка зрения на философию Н.А. Бердяева, позволяющая понять ее как следствие сложного взаимодействия двух противоположных факторов. С одной стороны, его происхождения и воспитания; с другой ? его вовлеченности в стихию исторических потрясений. Автор подчеркивает, что «примирение» этих моментов, согласно учению русского мыслителя, возможно благодаря творческому началу в человеке.

 

ИДЕОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА ПОД ЗНАКОМ ТРАДИЦИИ/МОДЕРНА/ПОСТМОДЕРНА

В статье дан обзорный анализ интерпретаций феномена «гло-
бальный терроризм», существующих в научном и политическом
сообществах. Выявленные интеллектуальные и идеологические
позиции структурированы в соответствии с принятой периодиза-
цией европейской концепции всемирной истории, т. е. под зна-
ком традиции, модерна и постмодерна. Каждое из этих направ-
лений вырабатывает свое концептуальное видение терроризма,
называет причины этого явления и предлагает способы решения
проблемы.

Социальная память в жизненном пространстве социума

В статье обсуждаются современные проблемы наследования и восприятия прошлого с позиций категориального аппарата социальной философии. Концептуальные основания анализа связаны с осмыслением эвристических возможностей концептов «социальное пространство», «жизненное пространство». При анализе онтологии социального пространства следует учитывать три вида пространственных связей: институциональные, пространственно-стратификационные и цивилизационные. Практически и духовно освоенное людьми природно-социальное пространство становится жизненным пространством социума.

Диалог церкви и государства: проблема интерпретации в консервативной идейно-политической философской традиции и политической теологии К. Шмитта

Традиционно на протяжении многих веков диалог церкви и государства в большинстве стран христианского мира характеризовался серьезным влиянием церкви на все значимые сферы социальной жизни. Раскрывая теократические основания институционализации ценностного диалога церкви и государства в современных обществах, автор акцентирует внимание на выяснении причин духовно-нравственного кризиса западной цивилизации.

Проблема взаимоотношения традиции и творчества в период кризиса культуры

В статье на основе анализа концепций О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле, П. Сорокина и Й. Хейзинги рассмотрена кризисная ситуация в культуре в период первой половины ХХ в. в связи с развитием художественного течения модерна, пытающегося разрушить канонические устои в искусстве. Показано, что у истоков кризиса культуры ХХ в. лежала утрата гармонии творчества и традиции, что отра зилось на творческой деятельности представителей модерна.

Проблемы традиционализма в рамках историко-философского дискурса

В настоящей статье предпринята попытка понимания и разрешения проблемы идеологизации традиции в такой ее наиболее популярной форме, как традиционализм. Установлено, что возникновение и распространение идей традиционализма зависят от роли и степени осознания традиции в обществе. Влияние традиции менялось в истории социума – от традиционных архаических обществ, где традиция была его главным регулятором, до Нового времени, когда с традицией воевали, когда ее отрицали, считали предрассудком, пытались порвать со своим прошлым и связанными с ним ценностями.

Страницы