Образец для цитирования:

Романовская Е. В. Проблемы традиционализма в рамках историко-философского дискурса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 393-397. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-393-397


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
1:316
Язык публикации: 
русский

Проблемы традиционализма в рамках историко-философского дискурса

В настоящей статье предпринята попытка понимания и разрешения проблемы идеологизации традиции в такой ее наиболее популярной форме, как традиционализм. Установлено, что возникновение и распространение идей традиционализма зависят от роли и степени осознания традиции в обществе. Влияние традиции менялось в истории социума – от традиционных архаических обществ, где традиция была его главным регулятором, до Нового времени, когда с традицией воевали, когда ее отрицали, считали предрассудком, пытались порвать со своим прошлым и связанными с ним ценностями. В наше время достигнуто понимание опасности пренебрежения традицией. Общество вернулось к идее традиции, и традиционализм как идеология стал очень привлекателен. Многие общества связывают с ним свое будущее. При рассмотрении проблемы традиционализма основной акцент был сделан на принципе историко-философского исследования – принципе историзма, позволяющем получить научный результат, когда анализ осуществляется в контексте и с учетом определенной эпохи. Использовались также элементы компаративного анализа и герменевтики как средства интерпретации социального мира. Традиционализм менялся с течением времени и сейчас он существует в нескольких формах: идеологический традиционализм, консерватизм, архаизм, интегральный традиционализм. Одна из основных целей статьи состоит в расширении круга понимания традиционализма, необходимости представить это явление в более объемном виде. Следует отметить, что важен анализ каждой из форм традиционализма, и мы попытались их рассмотреть, провести границы между ними, так как при всем сходстве форм традиционализма они существенно различаются.

Литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2005. 390 с.

2. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М. : Рудомино, 1993. 144 с. URL: larevolution.ru

3. Макаров А. И., Пигалев А. И. Традиционализм // История философии. Энциклопедия. Минск : Книжный Дом, 2002. 10376 с. URL: https://ec-dejavu.ru/t/Traditionalism.html (дата обращения: 27.06.2019).

4. Манхейм К. Консервативная мысль // Избранное. Диагноз нашего времени. М. : РАО «Говорящая книга», 2010. 744 с.

5. Шацкий Е. Традиция и утопия. М. : Прогресс, 1990. 456 с.

6. Тойнби А. Постижение истории. Ч. 3: Архаизм. URL: gumilevica.kulichki.net/Toynbee/Toynbee305.htm (дата обращения: 5.07.2019).

7. Генон Р. Избранные произведения : Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира. М. : НПЦТ «Беловодье», 2004. 304 с.

8. Дугин А. Абсолютная родина. М. : Арктогея-центр, 1999. 751 с.

9. Дугин А. Философия традиционализма. М. : Арктогеяцентр, 2012. 623 с.

10. Миллер А. Интегральный традиционализм. URL: politconservatism.ru (дата обращения: 27.06.2019).

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: