символ

Трансцендентальный субъект, дух и самосознание: от И. Канта к К. Г. Юнгу

Цель работы – выявить факторы влияния философских воззрений И. Канта на формирование психоаналитической концепции К. Г. Юнга. Используются методы экспликации, сравнения и герменевтического анализа. Центральное место отводится исследованию влияния размышлений И. Канта о трансцендентальном субъекте мысли и человеческом Я на психолого-философскую рефлексию сознания и бессознательного К. Г. Юнга. При этом внимание автора акцентируется на идеях И. Канта, которые К. Г. Юнг использовал в психоаналитической теории. В качестве одной из них выделяется идея И.

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

ГЕНЕАЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена рассмотрению психоанализа философским
методом генеалогии, который, сближаясь с герменевтикой, по-
зволяет определить отношения пола и возраста как исток соци-
ального бытия. Раскрывая взаимосвязь психоанализа и детства
– как человека, так и человечества в целом, – генеалогический
подход устанавливает зависимость современного мышления от
мифа и символа, что определяет диалектическую область со-
знательного и бессознательного.

КРИТИКА ЯЗЫКА: РАЗРУШЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ МУЗЫКИ

В статье представлен критический взгляд на символическую природу музыкального искусства, являющийся условием опре- деления музыки как незаинтересованного, не-символического, беспредметного, а также не-знакового пространства.

ЯЗЫК: ОТ ИСТОКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Проблема языка в современной науке затрагивается разными учеными и является по-настоящему острой и дискуссионной. Для понимания сущности языка имеет смысл обратиться к различным подходам, которые условно мы делим на два типа. Рассмотрение проблемы языка с разных точек зрения и ретроспективно позволяет прийти к определенным выводам и анализировать пласты исследования языка на разных уровнях, в том числе и сакральном

Философские подходы к исследованию музейного экспоната

Статья посвящена рассмотрению применения методов феноменологии при анализе социокультурного феномена музея. Феноменология музея – методологический подход, применяемый в философском анализе музея. Основным предметом исследования является музейный экспонат, для изучения которого задействуется социально-философский подход. Вещь-экспонат является необходимой составляющей культурного пространства музея. Отмечается, что при помещении в учреждение культуры она наделяется особым онтологическим статусом.

РЕФЛЕКСИЯ ПОНЯТИЙ «ДУХ» И «Я» В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена исследованиям проблемы взаимосвязи сознания, самосознания и духа в трудах представителей неклассической философии. Предметом исследования является рефлексия понятий «дух» и «Я» в трудах представителей неклассической философии. Прежде всего в работе анализируются различные, порой диаметрально противоположные, взгляды представителей неклассической философии по поводу взаимосвязи понятий «дух» и «Я».

ЭЛЕМЕНТЫ И ОБЪЕКТЫ РУССКОЙ МИФОЛОГИИ В МАСЛЕНИЦЕ

В  статье  рассматриваются  обряды  и  обрядовые  действия 
Масленицы,  исследуются  элементы  русской  мифологии  в 
этом празднике. Автор опирается на методологию философии 
имя славия, символическую концепцию слова и языка, а также 
концепцию  онтологической  взаимообратимости  феноменов 
языка и времени, которая обозначена в трудах В. А. Фриауфа и 
В.  В.  Канафьевой.  В  публикации  анализируются  божества  и 
мифологические  персонажи  и  воплощения  сил  плодородия 
масленичного  праздничного  комплекса  –  Волос  и  Мокошь. 

КРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

В  статье  предпринимается  критический  анализ  современной 
интерпретации  музыкального  искусства    как  части  языковой 
реальности. Ситуация адаптации музыкальной сферы к обла-
сти знаково-символического понимания неизбежно приводит к 
стремлению  объяснять  музыкальное  произведение  путем  вы-
явления конкретных смыслов, представляющих собой условие 
прочтения  музыки  посредством  «языковой  призмы»,  вовлека-
ющей  музыкальное  произведение  в  такую  «языковую  игру», 
при которой происходит ускользание музыкальной специфики.