Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Мозжилин С. И. Теорема Святого Иоанна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 399-404. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-4-399-404

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 21)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111+101.1:316

Теорема Святого Иоанна

Авторы: 
Мозжилин Сергей Иванович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье анализируются духовно-мистические компоненты, фундирующие речь, язык и самосознание человека. Исследование осуществляется на основе междисциплинарного подхода. Главное внимание концентрируется на прологе Святого Иоанна, рассматриваемом в качестве научной теоремы, открывающей путь к решению проблемы бытия языка и самосознания человека. Методологической базой исследования является авторский концепт образования знака-символа мистического, бестелесного существа – духа, составившего основу символа лица, в филогенезе человечества как следствия психических механизмов переноса и замещения. Данный концепт впервые применяется в аспекте осмысления пролога Святого Иоанна, что составляет новизну исследования. В работе логически обосновывается невозможность существования человеческого слова и вместе с тем абстрактного мышления и самосознания без психической реальности бестелесного, мистического контролера и словесного оформителя мысли – духа, побуждающего субъект к непрекращающимся актам идентификации с ним. Вместе с тем логика исследования позволяет сделать вывод о научной истинности пролога Святого Иоанна касаемо начала человеческого языка и самосознания. В качестве вывода подчеркивается ключевое значение религиозной веры в мистического властелина для осуществления бытия языка и самосознания человека.

Список источников: 
  1. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь ; Абеляр Петр. История моих бедствий. М. : Республика, 1992. 335 с.
  2. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М. : Медиум, 1994. 254 с.
  3. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога // Метафизические исследования. Вып. 14 : Статус иного. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского философского общества ; Алетейя, 2000. С. 218–231.
  4. Шугуров М. В. Христианский религиозно-мистический опыт : норма и девиации // Мир человека : нормативное измерение – 7.0. Проблема обоснования норм в различных перспективах : от реализма до конструктивизма : сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 7–9 июня 2021 г.) / отв. ред. И. Д. Невважай. Саратов : Издательство Саратовской государственной юридической академии, 2021. С. 456–481.
  5. Лосский В. Н. Боговидение. М. : АСТ, 2006. 759 с.
  6. Иванов М. С. Слово Откровения // Богословский вестник. 2015. № 18-19. С. 19–42.
  7. Дуплинская Ю. М. Онтология и язык в контексте лингвистического поворота // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 253–258. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-253-258
  8. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М. : Владос, 1996. 415 с.
  9. Мозжилин С. И. Общее, лицо и дух в речи и языке : к вопросам происхождения языка // Психолого-экономические исследования. 2015. Т. 2 (8), № 3. С. 74–82.
  10. Фриауф В. А. О начале языка // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 292–296. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-3-292-296
  11. Мозжилин С. И. Психическая доминанта анимизма и персонификации // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 67–73.
  12. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 608 с.
Поступила в редакцию: 
25.06.2021
Принята к публикации: 
13.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021