Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Бог

СМЫСЛ ЛЮБВИ В МИСТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА

Статья посвящена философскому осмыслению любви в контек-
сте  христианской  восточно-патристической  мистико-аскети-
ческой традиции, представленной Дионисием Ареопагитом. В 
данном  ключе  любовь  мыслится  как  Абсолютное  Сущее  Без-
условно Единое, называемое богословами Богом. По представ-
лениям мистика, любовь является не просто именем Божьим, 
но и той онтологической силой, которая притягивает человека 
к  Себе.  Выделяя  в  любви  этические  и  эстетические  характе-

ОБРАЗ ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ К. БАРТА

Статья посвящена проблеме бытия человека XX в. в ситуации кризиса духовных и моральных ценностей, которая ведет к появлению феномена Великого Инквизитора. Этот образ, созданный Ф.М. Достоевским, стал в теологии К. Барта символом мира, в котором провозглашена смерть Бога. Поэтому Карл Барт призывает современное человечество к напряжению всех усилий для того, чтобы избежать окончательной духовной и культурной катастрофы, к которой ведет Великий Инквизитор. 

К проблеме особенностей экзистенциальной философии Н. А. Бердяева

В статье рассмотрена проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева. Показано, что понимание собственной философии как экзистенции духа сказалось на характере его осмысления вопроса о свободе. Для философа свобода есть состояние духа, а значит, анализируемая проблема не политическая и не юридическая, а исключительно религиозная. Решая эту задачу, философ прибегает к попытке замены привычной философской терминологии и изменяет ее на религиозно-экзистенциальную для более полной рефлексии свободы.

Экзистенция свободы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова: сравнительный анализ

В статье рассматривается проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. Проведен сравнительный анализ их концепций по отношению к христианскому толкованию свободы. Констатируется, что понятие «свобода» может не только выражаться своим собственным смысловым значением (семантикой), но и рефлексироваться интуитивным опытом экзистенциального познания. Так, субстанциональная свобода в личностном восприятии Н. Бердяева и Л. Шестова противоположна сущности материально-рационалистического понимания. В частности, с позиций Н. А.

Теорема Святого Иоанна

В статье анализируются духовно-мистические компоненты, фундирующие речь, язык и самосознание человека. Исследование осуществляется на основе междисциплинарного подхода. Главное внимание концентрируется на прологе Святого Иоанна, рассматриваемом в качестве научной теоремы, открывающей путь к решению проблемы бытия языка и самосознания человека.

Динамика представлений о процессе секуляризации в социально-философском дискурсе

Введение. В статье анализируется процесс секуляризации западно-европейского общества как источника мирового секуляризма сточки зрения российского современного философа Григория Борисовича Гутнера и канадского философа, историка культуры Чарльза Маргрейва Тейлора. Теоретический анализ. Целью данной статьи, в первую очередь, является не только анализ секуляризма как такового, но и попытка разобраться в путях выхода из системы его координат, загнавшей себя в собственную ловушку.