Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


знак

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЗНАКА–ВЕЩИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ДЖ. ЛОККА

Статья  посвящена  соотношению  знака  с  онтологическим  по-
лем вещи, выявлению структур языка. Дж. Локк рассматривает 
данную проблему, уделяя внимание коммуникативной и позна-
вательной стороне. Слово как знак, по его мнению, является от-
ражением  вещи,  выражением  первичных  и  вторичных  качеств. 
Локк подчеркивает важность эмпирической стороны в познании 
единичных вещей, так как это влияет на формирование простых 
идей. Знак при этом выражает единичное. Ошибки в общении, 

КРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (Статья отозвана редколлегией 30.09.2021)

В  статье  предпринимается  критический  анализ  современной 
интерпретации  музыкального  искусства    как  части  языковой 
реальности. Ситуация адаптации музыкальной сферы к обла-
сти знаково-символического понимания неизбежно приводит к 
стремлению  объяснять  музыкальное  произведение  путем  вы-
явления конкретных смыслов, представляющих собой условие 
прочтения  музыки  посредством  «языковой  призмы»,  вовлека-
ющей  музыкальное  произведение  в  такую  «языковую  игру», 

ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

ставлений о времени философов-постмодернистов. Показано, 
что  в  философском  постмодернизме  не  существует  единых 
представлений о времени, так как сама философия постмодер-
низма не представляет собой единую целостную совокупность 
взглядов. Строится краткая ретроспектива философских пред-
ставлений  о  времени  (Ж.  Дёлез,  Ж.  Деррида).  Показывается, 
что  время  в  философском  постмодернизме  всегда  мыслится 
свойством сознания: оно не разворачивается в реальности, а 

Философские подходы к исследованию музейного экспоната

Статья посвящена рассмотрению применения методов феноменологии при анализе социокультурного феномена музея. Феноменология музея – методологический подход, применяемый в философском анализе музея. Основным предметом исследования является музейный экспонат, для изучения которого задействуется социально-философский подход. Вещь-экспонат является необходимой составляющей культурного пространства музея. Отмечается, что при помещении в учреждение культуры она наделяется особым онтологическим статусом.

СКРИПТОРИЙ УМБЕРТО ЭКО: ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ

В статье произведена экспликация понятия скриптория У. Эко через теоретическое и художественное осмысление семиотических систем. Автор исходит из положения, что в концепции У. Эко феномен скриптория коррелирует с феноменом лабиринта, которым соответствуют три порядка дискурса. Понятие скриптория характеризуется творческим, культурно-созидательным потенциалом системы в отличие от пространственного, текстового и онтологического уровней организации лабиринта

ЯЗЫК: ОТ ИСТОКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Проблема языка в современной науке затрагивается разными учеными и является по-настоящему острой и дискуссионной. Для понимания сущности языка имеет смысл обратиться к различным подходам, которые условно мы делим на два типа. Рассмотрение проблемы языка с разных точек зрения и ретроспективно позволяет прийти к определенным выводам и анализировать пласты исследования языка на разных уровнях, в том числе и сакральном

СТАНОВЛЕНИЕ GRAMMATICA SPECULATIVA: АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗМА, КОНЦЕПТУАЛИЗМА И НОМИНАЛИЗМА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ

В статье анализируются и сопоставляются особенности решений проблемы универсалий, предложенных такими схоластическими традициями, как реализм, концептуализм и номинализм, сыгравшими ключевую роль в становлении проблемного поля логико-семиотических исследований средневековых grammatica speculativa. 

КРИТИКА ЯЗЫКА: РАЗРУШЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ МУЗЫКИ

В статье представлен критический взгляд на символическую природу музыкального искусства, являющийся условием опре- деления музыки как незаинтересованного, не-символического, беспредметного, а также не-знакового пространства.

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ КАК СЕМИОТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена исследованию методом семиотики механизмов порождения смыслов в рекламе - базовом векторе культуры современного постиндустриального общества, в рамках которого функции рекламы выходят далеко за рамки первоначальной цели - информирования о товарах и услугах

Теорема Святого Иоанна

В статье анализируются духовно-мистические компоненты, фундирующие речь, язык и самосознание человека. Исследование осуществляется на основе междисциплинарного подхода. Главное внимание концентрируется на прологе Святого Иоанна, рассматриваемом в качестве научной теоремы, открывающей путь к решению проблемы бытия языка и самосознания человека.