Образец для цитирования:

Мозжилин С. И. Трансцендентальный субъект, дух и самосознание: от И. Канта к К. Г. Юнгу // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 154-158. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-154-158


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
1:141
Язык публикации: 
русский

Трансцендентальный субъект, дух и самосознание: от И. Канта к К. Г. Юнгу

Цель работы – выявить факторы влияния философских воззрений И. Канта на формирование психоаналитической концепции К. Г. Юнга. Используются методы экспликации, сравнения и герменевтического анализа. Центральное место отводится исследованию влияния размышлений И. Канта о трансцендентальном субъекте мысли и человеческом Я на психолого-философскую рефлексию сознания и бессознательного К. Г. Юнга. При этом внимание автора акцентируется на идеях И. Канта, которые К. Г. Юнг использовал в психоаналитической теории. В качестве одной из них выделяется идея И. Канта о трансцендентальном субъекте мысли = х, которая нашла место не только в психоаналитической теории К. Г. Юнга, но и в его психоаналитической практике. Постулируется бесперспективность положения И. Канта о самообусловленности сознания для науки, исследующей природу и сущность сознания. Поэтому предпочтение отдается психоаналитическим концепциям, рассматривающим обусловленность сознания бессознательным, высказываниям К. Г. Юнга о значении «самости» как базового символа коллективного бессознательного, преобразующего энергию бессозательного в рационализированные сознанием формы. Рассматриваются различия психоаналитических концепций З. Фрейда и К. Г. Юнга в аспекте понимания ими природы и сущности бессознательного цензора сознания и связанных с ним представлений о духах и богах. Формулируется вывод, согласно которому психоанализ, хотя и не решил проблему сущности субъекта, тем не менее предложил ряд позитивных решений вопроса причин саморефлексии, выявив ее обусловленность символами бессознательного.

Литература

1. Кант И. Грезы духовидца пояснение грезам метафизики // Кант И. Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1964. Т. 2. 531 с.
2. Балановский В. В. Кантовский след в концепции К. Г. Юнга : Зачем искать? Где искать? // Вопр. философии. 2015. № 1. С. 150–157.
3. Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге Великого Освобождения» // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М. : Медиум, 1994. 255 с. С. 91–149.
4. Кант И. Единственно возможное основание для доказательств бытия бога // Кант И. Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1963. Т. 1. 531 с.
5. Тетюев Л. И. И. Кант и определение предмета трансцендентальной теологии // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (Саратов, 15 апреля 2019 г.) / отв. ред. Р. З. Назарова, О. А. Шендакова, М. В. Золотарев. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 882–887.
6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1964. Т. 3. 510 c.
7. Forgione L. (Форджионе Л.) Kant, ‘I think’, and the problem of self knowledge (Кант, «Я мыслю, и проблема самознания; пер. с английского Н. Ф. Державиной; под ред. С. Л. Катречко) // Трансцендентальный поворот в современной философии : трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания : сб. тез. междунар. науч. семинара (Москва, 18– 20 апреля 2019 г.) / отв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян. М. : Изд-во ГАУГН-Пресс, Фонд ЦГИ, 2019. С. 143–159.
8. Юнг К. Г. Психология переноса. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. 304 с.
9. Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Бардо Тходол» // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М. : Медиум, 1994. С. 64–91.
10. Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М. : Медиум, 1994. С. 149–223.
11. Малкина С. М. Кантовский суд над разумом и проблема метафизики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (60), ч. II. С. 98–101.
12. Юнг К. Г. Трансцендентальня функция // Юнг К. Г. Синхроничность : сб. / пер. с англ. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. С. 11–41.
13. Кречетова М. Ю. Учение И. Канта о Я в эмпирическом, моральном и метафизическом смысле // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28). С. 308–317. 

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: