Для цитирования:
Мозжилин С. И. РЕФЛЕКСИЯ ПОНЯТИЙ «ДУХ» И «Я» В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 51-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-51-57
РЕФЛЕКСИЯ ПОНЯТИЙ «ДУХ» И «Я» В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена исследованиям проблемы взаимосвязи сознания, самосознания и духа в трудах представителей неклассической философии. Предметом исследования является рефлексия понятий «дух» и «Я» в трудах представителей неклассической философии. Прежде всего в работе анализируются различные, порой диаметрально противоположные, взгляды представителей неклассической философии по поводу взаимосвязи понятий «дух» и «Я». Целью исследования является рассмотрение общих тенденций в направленности мысли представителей неклассической философии на решение проблемы духа в аспекте его функции в сознании и языке. Используются методологические приёмы компаративизма, герменевтики и философии имени. В предлагаемой работе выделены и сравниваются наиболее яркие высказывания о взаимосвязи «духа» и «Я» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Х. Г. Гадамера, В. Дильтея, Э. Гуссерля, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, З. Фрейда, К. Г. Юнга, содержащие элементы различных концептуальных подходов и соответствующих им решений ключевых вопросов обозначенной проблемы. Логика исследования приводит к выводу о закономерности сближения решения метафизических проблем с психологическими. Исследование имеет практическое значение для разработки теоретических курсов по изучению ключевых положений различных направлений неклассической философии. Изложенный материал может быть также использован в современных исследованиях взаимосвязи самосознания и рефлексии духа в речи и языке
1. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 291–361.
2. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 448 с.
3. Шопенгауэр А. Новые паралипомены : отдельные, но системные изложенные мысли о разного рода предметах // А. Шопенгауэр. Об интересном. М., 1997. С. 68–401.
4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 238–406.
5. Долженков П. Н. Толстой и Шопенгауэр : «Анна Каренина» // Вопр. философии. 2016. № 2. С. 105–113.
6. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 251–350.
7. Гуссерль Э. Кризиис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. 400 с.
8. Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Г. В. Ф. Гегель Энциклопедия философских наук : в 3 т. М., 1975. Т. 2. 695 с.
9. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. 160 с.
10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 104 с.
11. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Имена : соч. : в 2 т. М. ; Харьков, 1998. Т. 2. С. 5–340.
12. Фриауф В. А. Язык, метафизика и русская идея // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 62–66.
13. Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003. 750 с.
14. Мозжилин С. И. Архетип духа: смысловая динамика символизации в процессе антропогенеза : дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2009. 301 с.
15. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно» : труды разных лет : в 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 193–351.
16. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Избранное : в 2 кн. М., 1990. Кн. 2. С. 102–147.
17. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Фрейд З. «Я» и «Оно» : Труды разных лет : в 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 351–393.
18. Юнг К. Г. Один современный миф. М., 1993. 190 с.
19. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 299 с.
20. Юнг К. Г. Психология переноса. М. ; Киев, 1997. 304 с.
21. Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологи восточных религий и философий. М., 1994. С. 149–223.
22. Мозжилин С. И. Психическая доминанта анимизма и персонификации // Вопр. философии. 2012. № 9. С. 67–73.