Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ломако О. М. Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 145-149. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-145-149

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 6)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316:130.2]+111.1

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Авторы: 
Ломако Ольга Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры. Она включает в себя миф и символ, язык и деятельность, сакральное и мирское, телесное и духовное в их историческом развитии. Анализируются базовые характеристики человеческого бытия: пространство и время, определяются их отличия от современного понимания этих категорий. Сознание древнего человека обращено к истоку времени, и поэтому оно выполняет эвристическую функцию. Начало времени содержит архетипы, идеальные образцы культурного бытия. Соматические модели мира архаики связаны с техниками создания сакрального пространства, с местами памяти, с социальной памятью. Генезис понимается как возникновение и развитие культуры как специфического способа человеческой жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследия, отличного от мира живой природы.

Список источников: 

1. Устьянцев В. Б. Проблема становления социального. Саратов, 1982. 175 с.

2. Ломако О.М. Генеалогия воспитания : философско-педагогическая антропология. СПб., 2003. 264 с.

3. Норцов А.Н. Символ чаши в христианской иконографии и истории. Тамбов, 1906. 78 с.

4. Bollnow O. F. Mensch und Raum. Stuttgart, 1963. 310 S.

5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999. 605 c.

6. Bollnow O. F. Existenzphilosophie. Stuttgart, 1964. 310 S.

7. Baudrillard J. De la Seduction. Paris, 1979. 340 p.

8. Baudrillard J. L?echange symbolique et la mort. Paris, 1976. 344 p.