миф

Geschick (посыл Бытия) как конституирующая черта мифического

Статья посвящена задаче выявления конституирующего признака мифического. Исследование не касается феномена рождения мифа, рассматривются только те особенности, которые позволили мифу пережить значительные изменения, деконструкции и уклонение, не утратив при этом основу своей сущности, где уклонение (der Entzug) – один из важнейших терминов философии Хайдеггера, обозначающий способность сущего являть себя непрямым, неестественным путем, навязывать себя представлению. Не покидая область внимания, самоуклоняющееся (das Sichentziehende) скрывается в себе самом.

За пределами постмодернизма: Жан Бодрийяр и другое пространство мифа

В статье рассматривается проблема мифа в позднем творчестве Жана Бодрийяра, выходящем далеко за рамки постмодернистской парадигмы мышления. Констатируется, что развитие творчества французского мыслителя диктовалось логикой прорыва, образующей своеобразную диалектику «встреч» и «расставаний», где встреча с постмодернистским мифом о симуляции означала расставание с мифом научности, а расставание с мифом постмодерна в свою очередь означало переход к новым горизонтам понимания мифологической составляющей современности.

Свобода и ответственность в контексте эволюции сознания: синергетический анализ

В статье рассматривается эволюция сознания и культуры в целом с позиций синергетической философии истории, исследующей эволюцию сложных социокультурных систем, процессы самоорганизации на уровне явлений (неравновесность, бифуркация) и на уровне сущности (отбор, суперотбор).

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

ОТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ МИФА Э. КАССИРЕРА К "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА" ГЕГЕЛЯ

Статья посвящена исследованию отношения теории мифа Э. Кассирера к «Феноменологии духа» Гегеля. Подлинной основой теории мифологического мышления Э. Кассирера и его философии символических форм является философия Гегеля. При историко-философском исследовании невозможно не заметить прямую связь между кассиреровским анализом символических форм и феноменологией духа Гегеля - детальная структура и архитектоника «Философии символических форм» до мельчайших подробностей воспроизводит гегелевскую диалектику. Тем не менее значительным отличием феноменологии Э.

ГЕНЕАЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена рассмотрению психоанализа философским
методом генеалогии, который, сближаясь с герменевтикой, по-
зволяет определить отношения пола и возраста как исток соци-
ального бытия. Раскрывая взаимосвязь психоанализа и детства
– как человека, так и человечества в целом, – генеалогический
подход устанавливает зависимость современного мышления от
мифа и символа, что определяет диалектическую область со-
знательного и бессознательного.

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОЙ ПРИРОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАТИВНОСТИ: НАРРАТИВНЫЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ИСТОРИЗАЦИИ

Статья содержит проблематичный взгляд на возможность уста-
новления исторического поля исключительно в контексте язы-
ковой интерпретативности, поскольку выявление необходимых
аспектов реальности, видимых из перспективы истории, стано-
вится возможным лишь при условии осуществления принципи-
ально нового описания способа размышления о мире, что, по
сути, и означает обнаружение определенного исторического пе-
риода, ограниченного языковым инструментарием.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Всякий идеологический универсализм выступает формой насилия по отношению к личности, причём не только в контексте тоталитаризма. Демократия, хоть её и принято противопоставлять тоталитаризму, также использует средства идеологического насилия, только в несколько иных формах. В результате корректировки мышления, производимой под воздействием всепроникающей идеологии, изменяются не только политические предпочтения индивида, не только его социальные характеристики, изменяется он сам на психосоматическом, антропологическом, даже на физиологическом уровнях.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена анализу взаимосвязи методов феноменологии и генеалогии для выявления истоков педагогического творчества. Сближение познания с родовой памятью, с искусством и поэзией, с мифом и символом позволяют преодолеть разрыв культурных связей между поколениями и вернуть педагогике подлинно творческий характер

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

Целью статьи является социально-философский анализ визуаль-
ности как социального конструкта, который оказывает огромное 
влияние на формирование ценностей современного человека. В 
условиях смены аксиологических парадигм наше общество нахо-
дится на стадии разрушения традиционных ценностей и форми-
рования новых, что неизбежно ставит индивида в ситуацию ри-
ска. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что 
сегодня  визуальность  является  основополагающим  средством