Ницше

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Übermensch и социально-революционный порыв

Статья посвящена анализу художественно-образной объективации идеи сверхчеловека в литературном творчестве М. Горького. В исследовании поднимается проблема ницшеанства Горького, его рецептивного диалога с философией Ф. Ницше и семантического освоения концепта «Übermensch». Цель работы – выявление форм художественного воплощения идеи сверхчеловека и особенностей ее смысловой интерпретации в типических образах героев ранних произведений Горького. Констатируется, что в XIX – начале XX в.

«ДИОНИСИЧЕСКИЙ ДУХ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ф. НИЦШЕ И Ф. СОЛОГУБА

Предметом исследования в статье становятся концепция «ди-
онисического духа», основные положения которой были сфор-
мулированы  Ф.  Ницше  в  книге  «Рождение  трагедии  из  духа 
музыки», и проблема влияния ницшеанских идей на творчество 
русского  писателя-символиста  Ф.  Сологуба.  В  картине  мира, 
созданной в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес», в размышле-
ниях писателя о феномене жизни и смысле человеческого су-
ществования, в повествовании о судьбах героев романа авто-
ры  статьи  отмечают  развитие  идей  Ницше  о  «дионисическом 

ОНТОЛОГИЯ НИЦШЕ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ МЫСЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

В статье рассматривается феномен адаптации онтологии Ниц-
ше в русской культуре Серебряного века и влияния немецкого 
философа  на  символизм.  Особое  внимание  уделяется  новой 
интерпретации ницшеанской философии в контексте отечествен-
ной мысли России, в частности В. С. Соловьевым. Критическая 
оценка нравственных устоев интеллигенции той эпохи основыва-
ется на статье С. Л. Франка, которая отражает позицию русской 
интеллигенции  после  революции  1905–1907  гг.  Исследуются  в