Для цитирования:
Мокин Б. И., Мокина Н. В. «ДИОНИСИЧЕСКИЙ ДУХ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ф. НИЦШЕ И Ф. СОЛОГУБА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 393-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-393-398
«ДИОНИСИЧЕСКИЙ ДУХ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ф. НИЦШЕ И Ф. СОЛОГУБА
Предметом исследования в статье становятся концепция «ди-
онисического духа», основные положения которой были сфор-
мулированы Ф. Ницше в книге «Рождение трагедии из духа
музыки», и проблема влияния ницшеанских идей на творчество
русского писателя-символиста Ф. Сологуба. В картине мира,
созданной в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес», в размышле-
ниях писателя о феномене жизни и смысле человеческого су-
ществования, в повествовании о судьбах героев романа авто-
ры статьи отмечают развитие идей Ницше о «дионисическом
духе» как начале жизни и о principium individuationis как причине
трагического существования человека. Главный герой романа
Передонов представляет тип «дионисического варвара», также
описанный Ницше.
1. Ницше Ф. Соч. : в 2 т. / сост., ред., вступ. ст., примеч.
К. Свасьяна. М., 1990. Т. 1. 829 с.
2. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / пер.
с нем. ; сост. М. А. Кореневой ; вступ. ст. и коммент.
А. Аствацатурова. СПб., 1993. 672 с.
3. Павлова М. М., Лавров А. В. Неизданный Сологуб.
М., 1997. 576 c.
4. Сологуб Ф. Мелкий бес. М., 2007. 640 с.
5. Розенталь Ш., Фоули Х. П. Символический аспект
романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Русская литера-
тура ХХ века : исследования американских ученых.
СПб., 1993. С. 7-23.
6. Хефтрих У. Дионис в провинции : Ницше, Шекспир,
Еврипид в «Мелком бесе» Ф. Сологуба // Вопр. фило-
софии. 2002. № 2. С. 81-89.
7. Schmidt U. Fedor Sologub. Werk und Kontext. Bern ;
Berlin ; Frankfurt/M., 1995. 371 S.
8. Baer J. Arthur Shopenhauer und die russische Literatur
des spaten 19 und fruhen 20. Jahrhunderts. Munchen,
1980. 194 S.
Образец для цитирования:
Мокин Б. И., Мокина Н. В. «Дионисический дух» в интерпретации Ницше и Ф. Сологуба // Изв. Сарат. ун-та.
Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 393–398. DOI: 10.18500/1819-7671-
2016-16-4-393-398.