Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Беляев Д. А. Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Ubermensch и социально-революционный порыв // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 135-139. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-135-139

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 14)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
130.3

Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Ubermensch и социально-революционный порыв

Авторы: 
Беляев Дмитрий Анатольевич, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
Аннотация: 

Статья посвящена анализу художественно-образной объективации идеи сверхчеловека в литературном творчестве М. Горького. В исследовании поднимается проблема ницшеанства Горького, его рецептивного диалога с философией Ф. Ницше и семантического освоения концепта «Ubermensch». Цель работы – выявление форм художественного воплощения идеи сверхчеловека и особенностей ее смысловой интерпретации в типических образах героев ранних произведений Горького. Констатируется, что в XIX – начале XX в. формируется новая, социально-революционная модальность конкретно исторической экспликации идеи сверхчеловека, получившая особую выраженность в дискурсе отечественной литературы критически-реалистической направленности. Компаративный семантический анализ работ Горького позволил обнаружить вполне определенное присутствие в нем отдельных ницшеанских мотивов и смыслов. В частности, их сближают темы нигилизма, преодоления «приземленности», культа свободы и деятельно-бунтарского порыва. Выявлено, что М. Горький сформировал свою, исторически актуальную социально ориентированную модель интерпретации ницшеанского Ubermensch. Реконструированы и проанализированы две модели художественно-литературного воплощения идеи сверхчеловека – образно-символическая и социально-реалистическая. Формулируется вывод, согласно которому сверхчеловек у Горького по преимуществу понимается как ценностно и социально инаковый человек-революционер, устремленный к свободе через бунтарский нигилизм и ломку общественных стереотипов.

Список источников: 

1. Певцова Р. Т. М. Горький и Фридрих Ницше. М., 2001. 65 с.

2. Соколова Ю. П. Архетип «Ницше» в русской литературе 1890–1910 гг. : дис. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2002. 170 с.

3. Колобаева Л. А. Горький и Ницше // Вопр. литературы. 1990. № 10. С. 162–173.

4. Лихтенберже А. Философия Ницше. СПб., 1901. 144 с.

5. Горький М. О литературе. М., 1953. 868 с.

6. Кулагина Г. Н. Культурно-этический идеал сверхчеловека. Ницше и творчество М. Горького // Философские аспекты культуры. Казань, 1993. С. 80–82.

7. Горький М. Собр. соч. : в 16 т. М., 1979. Т. 1. 432 с.