русская философия

Б. В. ЯКОВЕНКО О РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

В статье анализируются философские труды Б. В. Яковенко, по-
священные русской философии. Яковенко отвергает идею сво-
еобразия и оригинальности русской философии и становится
ярым противником идей Н. А. Бердяева. Несмотря на то что он
всячески отрицает национальную русскую философию, в статье
обосновывается точка зрения, согласно которой он сам находит-
ся в русле этой традиции.

РУССКАЯ ИДЕЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ

В статье рассматриваются генезис понятия «Русская идея»,
ее место в русской религиозной мысли, влияние на обще-
ственное сознание российской интеллигенции конца XIX –
начала XX вв.

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются работы малоизвестных русских фило-
софов начала XX в. И.М. Гревса и Н.П. Анциферова, посвящен-
ные проблеме конструирования социальной памяти с помощью
экскурсионных практик. Автор рассматривает методологические
предпосылки подобного отношения к прошлому и выявляет по-
тенциал использования конструктивистской методологии для
решения актуальных вопросов социальной философии.

НЕМЕЦКИЙ АКЦЕНТ ИСТОРИОГРАФИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена изучению развития историографии русской философии как научной дисциплины. Здесь рассматриваются две противоположные исследовательские точки зрения на характер русской философии: европоцентристская и самобытная. В статье указывается, каким образом европоцентристская традиция стала ведущей парадигмой в момент формирования историографии русской философии.

НРАВСТВЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНТЕКСТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Вопрос о соотношении морали и политики имеет глубокие корни.
Практически все мыслители, рассматривавшие политический
процесс, так или иначе этого вопроса касались, делая, однако,
совершенно различные выводы. Соотношение нравственности и
политики особенно актуально в мире современных социальных
изменений.

У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ РОССИИ XIX ВЕКА

Статья посвящена исследованию литературных салонов XIX в. на примере салонов А.П. Елагиной, З.А. Волконской и В.Ф. Одоевского. На основе анализа раскрыты их положительные и отрицательные черты; выявлены выполняемые ими задачи и место в отечественной культуре; убедительно доказана заслуга литературных салонов в формировании и распространении отечественных философских идей. Русская мысль, развиваясь в недрах литературных салонов, постепенно и плавно перешла в философские сообщества, где превратилась в самостоятельную школу русской национальной философии.

Об особенностях философского мировоззрения С. Н. Булгакова

Статья посвящена рассмотрению особенностей философского мировоззрения С. Н. Булгакова – представителя русской религиозной философии рубежа XIX – начала XX вв. в контексте культурно-исторических и общественно-политических реалий того времени и сложившихся традиций, тенденций, характерных для русской философии. В целом понимание философского творчества философа невозможно без знания главных координат его мировоззрения.

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ А. И. ВВЕДЕНСКОГО И В. Э. СЕЗЕМАНА

Статья посвящена рассмотрению проблемы рационального и иррационального в познании в русской критической философии А. И. Введенского и В. Э. Сеземана. Выделяется спе- цифика методологии Введенского в его исследованиях возможности достижения цельного мировоззрения, основанного на критическом подходе в теории познания. Обозначенная в рамках критической методологии проблема демаркации научного и вненаучного знания показывает самоочевидность существования взаимоотношения между рациональными и иррациональными феноменами.

ЗОДЧИЕ УТОПИЧЕСКОГО: «ГОРОД БЕЗ ИМЕНИ» В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Теоретическая  значимость  утопии  не  утрачивает  своего  про-
ективного значения, поскольку неизменная потребность карди-
нальных перемен, желание выйти за пределы действительности, 
совершить невозможное есть всегда узнаваемый признак утопи-
ческого мышления, внутренне противоречивого и двойственного. 
С одной стороны, оно вселяет надежду на счастье и, будучи нис-
провергающим по сути, новаторски противостоит и оспаривает 
существующую  данность;  с  другой  стороны,  ассоциируется  с