Для цитирования:
Аникин Д. А. МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 46-50. DOI: 10.18500/1819-7671-2011-11-3-46-50
МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
В статье рассматриваются работы малоизвестных русских фило-
софов начала XX в. И.М. Гревса и Н.П. Анциферова, посвящен-
ные проблеме конструирования социальной памяти с помощью
экскурсионных практик. Автор рассматривает методологические
предпосылки подобного отношения к прошлому и выявляет по-
тенциал использования конструктивистской методологии для
решения актуальных вопросов социальной философии.
1 См.: Аникин Д. А. От истории к памяти: стратегии
исторического познания в рамках философии все-
единства и структурализма // Учен. зап. Казанского
гос. ун-та. 2010. Т. 152. Сер. : Гуманитарные науки.
кн. 1. С. 18–25.
2 См.: Фролов Э. Д. Русская наука об античности: исто-
риографические очерки. М., 2006. С. 337–396.
3 См.: Ракитов А. И. Историческое познание. М., 1982.
С. 17–19.
4 В плане методологии исторического исследования
эти идеи высказываются в работе (см. : Гревс И. М.
Научные прогулки по историческим центрам Италии.
М., 1903. С. 7–9.). В качестве примера практического
воплощения данной методологической установки
можно привести работы И. М. Гревса, посвященные
Тациту, Данте и другим историческим личностям.
5 См.: Карсавин Л. П.Философия истории. СПб., 1993.
С. 214–215.
6 См.: Карсавин Л. П. Церковь, личность и государство
// Человек. 2005. № 2. С. 70–82.
7 См.: Гревс И. М. К теории и практике экскурсий как
орудия научного изучения истории в университетах.
СПб., 1910. С. 9.
8 Гревс И. М. Несколько теоретических замечаний об
общеобразовательном значении экскурсий // Памятная
книжка Тенишевского училища в Санкт-Петербурге за
1901/02 учебный год. М., 1902. С. 107.
9 Лычко А. Концепция экскурсий И. М. Гревса // [Элек-
тронный ресурс]. URL: // www.kogni.narod.ru/lychko.
htm (дата обращения: 24.02.2011).
10 Гревс И.М. К теории и практике экскурсий, как орудия
научного изучения истории в университетах. СПб.,
1910. С. 12.
11 Лычко А. Концепция экскурсий И. М. Гревса.
12 См.: Анциферов Н. П. Пути изучения города как со-
циального организма: опыт комплексного подхода. Л.,
1926. С. 11.
13 Анциферов Н. П. «Непостижимый город...». Л., 1991.
С. 28–29.
14 Гализдра А. С. Социокультурная динамика туризма.
Саратов, 2009. С. 60.
15 См.: Подробнее о палимпсесте как модели социокуль-
турного пространства (см.: Митин И. И. Мифогеогра-
фия как подход к изучению множественных реаль-
ностей места // Гуманитарная география. Вып. 3. М.,
2006. С. 64–82).
16 Подробнее о смене методологических ориентиров
(см.: Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемоло-
гии. М., 2003. С. 20–41). Практический аспект пере-
ориентирования исследований от истории к памяти
(см.: Скрипкина Л.И. Проблемы создания историче-
ской экспозиции в контексте деидеологизации обще-
ства, смены парадигм в российской исторической
науке и музейного менеджмента // Исторические
экспозиции региональных музеев в постсоциали-
стический период / под ред. И.В. Чувиловой. СПб.,
2009. С. 46–53.