Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

??? ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ А. И. ВВЕДЕНСКОГО И В. Э. СЕЗЕМАНА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 374-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-374-378

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ А. И. ВВЕДЕНСКОГО И В. Э. СЕЗЕМАНА

Аннотация: 

Статья посвящена рассмотрению проблемы рационального и иррационального в познании в русской критической философии А. И. Введенского и В. Э. Сеземана. Выделяется спе- цифика методологии Введенского в его исследованиях возможности достижения цельного мировоззрения, основанного на критическом подходе в теории познания. Обозначенная в рамках критической методологии проблема демаркации научного и вненаучного знания показывает самоочевидность существования взаимоотношения между рациональными и иррациональными феноменами. Поэтому достижение всеобщего, или цельного миропо- нимания, отвечающего критериям достоверности, возможно только при использовании инструментария логического анализа и создания в философии особой области знания, имеющего логическое право на существование, – критической метафизики. Дальней- шее развитие проблемы рационального и иррационального в познании непосредственно осуществляется в творчестве Сеземана, где философ акцентирует внимание на сложном системном характере объективного знания, претендующего на всеобщность и необходи- мость. Историко-философская реконструкция взглядов русского неокантианца показыва- ет, что основными структурными элементами теории чистого знания выступают принцип бесконечности познания и принцип системности знания. Посредством компаративистско- го анализа указывается на продуктивность дальнейшей рефлексии творчества русских нео кантианцев в рамках истории философии и философии науки.

Список источников: 

Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. М., 2011. 352 с.

Введенский А. И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб., 1909. 25 с.

Введенский А. И. Логика как часть теории познания. М., 2014. 440 с.

Философия Канта и основания практической философии / под общ. ред. В. Н. Белова и Л. И. Тетюева. Саратов, 2013. 204 с.

Белов В. Н. Философская система В. Э. Сеземана // Философское наследие С. Л. Франка и современность. Саратов, 2008. С. 61–69.

Сеземан В. Э. Рациональное и иррациональное в системе философии // Логос. Междунар. ежегодн. по философии культуры. М., 1911. Кн. 1. С. 93–122.

Сеземан В. Э. Теоретическая философия Марбургской школы // Кантовский сборник. 2010. Вып. 4 (34). C. 60–80.

Дмитриева Н. А. Русское неокантианство : «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М., 2007. 512 с.