Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Филимонова О. Ф. ЗОДЧИЕ УТОПИЧЕСКОГО: «ГОРОД БЕЗ ИМЕНИ» В. Ф. ОДОЕВСКОГО // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 178-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-177-182

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ЗОДЧИЕ УТОПИЧЕСКОГО: «ГОРОД БЕЗ ИМЕНИ» В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Авторы: 
Филимонова Ольга Федоровна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А
Аннотация: 

Теоретическая  значимость  утопии  не  утрачивает  своего  про-
ективного значения, поскольку неизменная потребность карди-
нальных перемен, желание выйти за пределы действительности, 
совершить невозможное есть всегда узнаваемый признак утопи-
ческого мышления, внутренне противоречивого и двойственного. 
С одной стороны, оно вселяет надежду на счастье и, будучи нис-
провергающим по сути, новаторски противостоит и оспаривает 
существующую  данность;  с  другой  стороны,  ассоциируется  с 
идеологическими уклонениями проектов будущего, основанных 
на  подобии  «муравьиной  необходимости»,  на  модели  порядка 
жесткого и даже жестокого. Однако, так или иначе, утопическая 
рациональность всякий раз воспроизводит красочную мифоло-
гическую топику отдаленного будущего, и тогда его зодчие вы-
ступают как предтечи, наделенные даром пророчества и предви-
дения. В статье показывается, что воплощение утопического на 
практике имеет негативный эффект, который исходит не от уто-
пий самих по себе, а от людей, готовых приводить в безусловное 
исполнение свои или чужие мысли. Обращение к философско-
литературному творчеству В. Ф. Одоевского – прямое выраже-
ние обозначенной интенции. Его оригинальное сочинение «Город 
без имени» является интеллектуальной проверкой практической 
морали И. Бентама в отношении к перспективе социальной бу-
дущности. На этом пути как для него ранее, так и для нас теперь 
пролегает разгадка утопичности и сомнительности утилитарист-
ской теории, несмотря на ее видимую убедительность.

Список источников: 

1.   Розанов В. В. Чаадаев и кн. Одоевский //  Одоев-
ский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. 
Статьи.  Письма.  Критика  и  воспоминания  совре-
менников. Московские адреса. М., 2006. URL: http://
imwerden.de (дата обращения: 15.11.2016).
2.   Маймин  Е.  А.  Владимир  Одоевский  и  его  роман 
«Русские ночи» // В. Ф. Одоевский. Русские ночи. Л., 
1975. 317 с.
3.   Сакулин  П.  Н.  Из  истории  русского  идеализма. 
Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель : в 2 т. 
М., 1913. Т. 1, ч. 2. 480 с. 
4.   Сумцов  Н.  Ф.  Князь  В.  Ф.Одоевский.  М.,  1884. 
URL: http://imwerden.de (дата обращения: 15.11.2016).
5.   Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. 
Ростов н/Д, 2004. Т. 1. 544 с.
6.   Одоевский В. Ф. Город без имени // В. Ф. Одоевский. 
Русские ночи. Л., 1975.  317 с.
7.   Сорокин  П.  Новый  труд  о  Бентаме  //  Этическая 
мысль : науч.-публ. чтения. М., 1990. С. 349–358.  
8.   Сорокин П. Социальная и культурная динамика : ис-
следование изменений в больших системах искусства, 
истины, этики, права и общественных отношений. 
СПб., 2000. 1056 с.
9.   Мор Т. Утопия. М., 1978. 417 с.
10.  Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена // С. Н. Булга-
ков : соч. в 2 т. Т. 2. Избранные статьи. М., 1993. 752 с.