Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Педагогика

Теоретические подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в школе: исторические корни и современное состояние проблемы

Исследование посвящено анализу теоретических подходов к гражданско-патриотическому воспитанию в России в исторической перспективе (1945–2024 гг.) и современном контексте. Актуальность работы обусловлена необходимостью укрепления национальной идентичности, противодействия информационным угрозам и реализации государственных инициатив, включая Указ Президента № 809 (2022) и Стратегию национальной безопасности (2024).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

В данной статье проводится анализ наставничества как способа интеграции профессионального развития и служебной деятельности в системе государственной гражданской службы в Российской Федерации. На основе обзора современной литературы (2020-2025 гг.), нормативно-правовой базы и эмпирических данных мы рассмотрим роль наставничества в повышении эффективности кадровой политики, ускорения адаптации новых должностных лиц, снижения кадровой текучести.

Теоретические подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в школе: исторические корни и современное состояние проблемы

Исследование посвящено анализу теоретических подходов к гражданско-патриотическому воспитанию в России в исторической перспективе (1945–2024 гг.) и современном контексте. Актуальность работы обусловлена необходимостью укрепления национальной идентичности, противодействия информационным угрозам и реализации государственных инициатив, включая Указ Президента № 809 (2022) и Стратегию национальной безопасности (2024).

Модель формирования новой исследовательской культуры студентов

Введение. В условиях цифровизации и информационной перегруженности потребность в формировании новой исследовательской культуры возрастает из‑за лавинообразного роста данных, рисков недостоверности и плагиата, внимания к алгоритмическим искажениям и повсеместного использования сложных цифровых инструментов. Успешность обучения требует фильтрации, верификации и ответственного использования цифровых ресурсов.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВА: «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ»

Цель исследования: Совершенствование всесторонней физической подготовки студентов путем применения на учебно-тренировочных занятиях специально разработанной программы прыжковой тренировки.
Методы и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с участием 96 студентов трех учебных групп первого курса. Эксперимент проводился в течение шести недель на 12 урочных занятиях по физической культуре. Эффект разработанной программы выявлялся с помощью тестирования в начале и конце эксперимента.

Методологический потенциал аксиологического подхода в иноязычном образовании

Введение. Статья посвящена проблеме ценностной безопасности в иноязычном образовании. Актуальность исследования обусловлена необходимостью защиты студентов от деструктивного влияния имплицитных ценностных установок, содержащихся в аутентичных материалах. Целью статьи является разработка и апробация алгоритма выявления и анализа ценностных концептов в учебных материалах на основе аксиологического подхода. Методологическую основу составили анализ научной литературы, методологическое моделирование и кейс-метод. Теоретический анализ.

Диагностика качества сформированности проектной компетентности у будущих учителей географии по рефлексивно-оценочному критерию

Введение. Включение в образовательный процесс проектных технологий способствует качественному развитию продуктивного мышления и универсальных учебных действий, что оказывает помощь в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач. Теоретический анализ. В ходе экспериментальной проверки цель автора заключалась в диагностике качества сформированности проектной компетентности у будущих учителей географии по рефлексивно-оценочному критерию.

Интеграции акмеологического и проектного подходов для формирования конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в вузе

Введение. Проблема подготовки конкурентоспособных кадров не перестает быть актуальной со временем, а с учетом стремительного развития цифровых технологий и их интеграции во все сферы жизни вопрос формирования конкурентоспособности ИТ-специалистов стоит как никогда остро. Целью данной статьи является выбор и обоснование методологических подходов к формированию конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов на уровне практико-ориентированной тактики реализации профессиональной подготовки в вузе. Теоретический анализ.

Среднее профессиональное образование в России: прежние вызовы и новые цели государственной политики

Введение. Рассматривается политика современного российского государства в сфере среднего профессионального образования (СПО). Теоретический анализ.

«Ребячий комиссар»: образ взрослого в педагогических утопических проектах ХХ века

Аннотация. Введение. В статье осуществлен ретроспективный анализ утопических педагогических проектов 1950-60 гг. с целью выявления особенностей педагогической позиции руководителей детских сообществ, которые позволяли им становиться «культурным образцом», для своих воспитанников.

Страницы