Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


interaction

Методы и формы воспитания современного школьника

Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания». Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации. Заключение.

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА

Статья посвящена проблеме развития конфликтоустойчивости педагога. Рассматриваются причины и анализируются противоречия возникновения конфликтов в образовательной среде, на основе которых актуализируется ведущая роль педагога в процессе их разрешения. Акцентируется внимание на характеристике видов устойчивости, систему которых предлагается рассматривать как конфликтоустойчивость педагога.

СИНЕРГЕТИЧНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРАКЦИЙ

В статье рассматриваются особенности организации сложной и открытой системы взаимодействий школьника и образовательной среды. Обосновывается возможность использования для раскрытия закономерностей функционирования данной системы некоторых положений синергетики.

ФЕНОМЕН СВЕРХЗНАЧИМОСТИ ВНЕШНИХ ОЦЕНОК И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается социально-психологический феномен как неспецифический фактор формирования дезадаптации личности, который определяется нами как феномен сверхзначимости внешних оценок. Выделяются основные направления деструктивного влияния данного феномена на различные уровни социально-психической адаптации личности и предлагается более подробное рассмотрение механизмов участия феномена сверхзначимости внешних оценок в формировании нарушений межличностного взаимодействия.

КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ФИЛОСОФСКО-КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ

В статье представлена специфика кросскультурного диалога в пространстве современного глобального мира. В работе сформулирован вывод о том, что диалог культур в настоящее время является условием для самосохранения человечества.

Научная и техническая рациональности: горизонты взаимодействия

В статье развивается авторская концепция отношений связи и обособленности в структуре тотальности техники и науки, соотношения рациональных и нормативных научно-познавательных и технических структур. В центре внимания находятся природа идеалов и норм научного и технического поиска, типы научной и технической рациональности, их взаимообусловленность и роль в познании. Целью работы является сравнительный анализ научной и технической рациональности.

Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации

В статье рассматривается актуальная проблема межличностных отношений среди военнослужащих. Актуальность изучения данной проблемы определяется высокой значимостью этой особой социальной группы, выполняющей функцию защиты общества и государства. Цель исследования – в контексте изучения специфики межличностных отношений среди военнослужащих изучить динамику показателей различных характеристик (стилей) межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации.

Модусы взаимодействия сетевых структур в ситуации конфликта

В статье исследуются онтологический, феноменологический и аксиологический модусы взаимодействия сетевых структур в ситуации конфликтного противоборства. Цель работы – выявление модусов взаимодействия сетевых структур, их специфики в условиях эскалации конфликта. В качестве методологии исследования используются сетевой подход, охватывающий все формы социального взаимодействия на микро- и макроуровне, характеризующий социальные связи и взаимоотношения, и синергетическая парадигма, предоставляющая широкие возможности для рассмотрения эволюции социальных систем.