Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шустова И. Ю. Методы и формы воспитания современного школьника // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 112-117. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-112-117, EDN: WQELKW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 109)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.5.013
EDN: 
WQELKW

Методы и формы воспитания современного школьника

Авторы: 
Шустова Инна Юрьевна, Институт стратегии развития образования РАО
Аннотация: 

Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания». Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации. Заключение. Обозначены основания для выбора методов и форм воспитания: активность самого ребенка, проявление им субъектных качеств в деятельности, общении в определении и проявлении самостоятельной позиции; взаимодействие педагога с детьми должно носить ценностно-смысловой характер, выводить воспитанников на гуманистические общечеловеческие ценности; общение с воспитанниками и формы взаимодействия с ними должны стимулировать процессы самовоспитания и саморазвития, самосознания и самоотношения, самореализации и саморегуляции; использование методов и форм воспитания важно для коллективообразования, формирования связей и отношений между воспитанниками, педагогом и детьми, проявление общей цели совместной жизнедеятельности.

Список источников: 
  1. Алжанбеков М. Г. Педагогика : учебное пособие для студентов непедагогических специальностей. Махачкала : Дагестанский государственный университет, 2022. 291 с.
  2. Шедина С. В. Педагогика: теория воспитания: учебное пособие. Хабаровск : Хабаровский государственный университет, 2022. 115 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник. М. : Гардерика, 2004. 528 с.
  4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М. : Новая школа, 1998. 208 с.
  5. Александрова Е. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917–2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7–12.
  6. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Юрайт, 2021. 781 с.
  7. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпициной. СПб. : Питер, 2013. 304 с.
  8. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2004. 304 с.
  9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание свободного человека. М. : Директ-Медиа, 2020. 264 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. : Издательство АН СССР, 1957. 329 с.
Поступила в редакцию: 
16.06.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024