Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


воспитание

Роль преподавателя педагогического вуза в противодействии фальсификации истории

Введение. В статье рассматриваются методы противодействия фальсификации истории в процессе преподавания в педагогическом вузе. Научная новизна заключается в том, что акцент делается на процесс обучения в педагогическом вузе, подготовку будущих учителей истории и обществознания. В последние десятилетия фальсификация истории стала не только инициативой отдельных недобросовестных исследователей, но и целенаправленной политикой недружественных по отношению к России государств. Теоретический анализ.

Методы и формы воспитания современного школьника

Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания». Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации. Заключение.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В системе высшего российского образования в последние де-
сятилетия приоритет отдавался организации учебного процесса, 
воспитательная  функция  которого  нивелировалась;  произошла 
утрата качественной составляющей жизни молодых людей; утра-
та опыта воспитательной деятельности профессорско-препода-
вательского состава. Констатируется дифференцированный опыт 
общественной активности молодых людей, гражданская позиция 
которых не всегда согласуется с морально-нравственными кри-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ" В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ МИРА

Рассмотрена проблема нехватки методических рекомендаций для воспитания толерантности в начальной школе. Предложена методика воспитания младших школьников в духе мира. Приведены примеры упражнений, разработанных на основе метода «обучение через опыт».

Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе

В статье рассматривается диалектическая взаимосвязь патриотизма, нравственности и духовности человека. Духовность интерпретируется как главное условие и основа всех нравственных качеств и способностей человека, в том числе патриотизма. В сравнении с патриотизмом как духовным качеством личности духовность предстает как трансцендентальное условие личностного бытия, что позволяет считать ее более фундаментальным и, следовательно, первичным явлением. Исходя из этого, распространенная в литературе идея о том, что патриотизм служит основой духовности, подвергается критике.

Содержание обучения межкультурному взаимодействию юристов в аспирантуре средствами английского языка

Статья посвящена значимой для современной педагогической науки проблеме содержания образования на примере обучения английскому языку аспирантов в Саратовской государственной юридической академии. Иностранный язык для аспирантов в вузах всегда был связан со специальностью, по которой осуществлялось научное исследование. Однако в последнее десятилетие в связи с тем, что аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, а аспиранты, окончившие курс обучения, получают комплексную квалификацию «Исследователь.

Детско-взрослая общность как ресурс воспитания детей с особыми проблемами

В настоящее время включение в социум детей, имеющих какие-либо нарушения в развитии, является приоритетным направлением государственной политики. В статье детско-взрослая общность рассмотрена как ресурс воспитания школьников с особыми проблемами (девиантное поведение, ограниченные возможности здоровья). Цель статьи – раскрыть воспитательный потенциал детско-взрослой общности, ее возможности для воспитания и развития детей с особыми трудностями. Описаны основания возникновения общности, ее характеристики.

Формирование толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре в процессе эстетического воспитания

Введение. Воспитание толерантности интересовало ученых с давних времен. Еще в XVII–XVIII веках Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо высказывались о терпимости между религиями, о равноправии и о праве на свободу мышления. В России зарождение понятия «толерантность» связано с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Ухтомского и др. Теоретический анализ. Сравнительный анализ понятия «толерантность» позволяет сделать вывод о том, что его следует определять с разных позиций.