Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шустова И. Ю., Жимаева Е. М. Детско-взрослая общность как ресурс воспитания детей с особыми проблемами // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 229-233. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-229-233

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 6)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01

Детско-взрослая общность как ресурс воспитания детей с особыми проблемами

Авторы: 
Шустова Инна Юрьевна, Институт стратегии развития образования РАО
Жимаева Екатерина Михайловна, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
Аннотация: 

В настоящее время включение в социум детей, имеющих какие-либо нарушения в развитии, является приоритетным направлением государственной политики. В статье детско-взрослая общность рассмотрена как ресурс воспитания школьников с особыми проблемами (девиантное поведение, ограниченные возможности здоровья). Цель статьи – раскрыть воспитательный потенциал детско-взрослой общности, ее возможности для воспитания и развития детей с особыми трудностями. Описаны основания возникновения общности, ее характеристики. Формирование детско-взрослой общности, членом которой становится особенный ребенок, требует от педагога дополнительных компетенций: умения не только понимать трудности ребенка, но и искать пути их преодоления; формирования у школьников, в том числе у особенных детей, положительно-эмоционального отношения к школе, своему классу, учению, объединять детей вокруг интересной и значимой социально-культурной деятельности; выстроить любую совместную деятельность в классе через ценностно-смысловое позиционное взаимодействие. Определена практическая значимость предлагаемого подхода в раскрытии потенциала детско-взрослой общности в развитии личности особенного ребенка, именно в ней формируется ценный опыт общения и деятельности всех участников образовательных отношений.

Список источников: 
  1. Valeeva R. A., Demakova I. D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 4. P. 161–171.
  2. Александрова Е. А., Евдокимов Н. А., Евдокимова А. И., Таньчева И. В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 125–140.
  3. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учебное пособие. Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2013. 324 с.
  4. Demakova I. D., Shustova I. Yu., Valeeva R. A. Reconsidered Content of Up-bringing in Modern Pedagogy // ARPHA Proceedings, 1. V International Forum on Teacher Education. 2019. P. 907–914.
  5. Детская общность как объект и субъект воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.
  6. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186–193.
  7. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан : Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. 270 с.
  8. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М. : Педагогика, 1988. 128 с.
  9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : Академический проект, 1999. 592 с.
  10. Ядов В. А. Размышление о предмете социологии // Социальные исследования. 1990. № 2. С. 3–15.
  11. Тённис Ф. Общность и общество : Основные понятия чистой социологии / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб. : Владимир Даль, 2002. 450 с.
Поступила в редакцию: 
06.02.2022
Принята к публикации: 
25.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022