Для цитирования:
Мещеряков Д. А. Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 62-67. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-62-67
Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации
В статье рассматривается актуальная проблема межличностных отношений среди военнослужащих. Актуальность изучения данной проблемы определяется высокой значимостью этой особой социальной группы, выполняющей функцию защиты общества и государства. Цель исследования – в контексте изучения специфики межличностных отношений среди военнослужащих изучить динамику показателей различных характеристик (стилей) межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что специфика военной службы предполагает предпочтение курсантами определенных стилей межличностных отношений на всех этапах военной социализации. В исследовании приняли участие 182 курсанта мужского пола Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации в возрасте от 18 до 26 лет, М = 20,5 лет. Объем выборок: I курс – n = 38; II курс – n = 48; III курс – n = 28; IV курс – n = 32; V курс – n = 36. Для определения индивидуального стиля межличностного отношения использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (модификация Л. Н. Собчик). В ходе эмпирического исследования было установлено, что характеристики межличностных отношений в процессе военной социализации развиваются достаточно активно. Наблюдается постоянная положительная динамика стилей межличностных отношений, направленных на сотрудничество, взаимопомощь, принятие ответственности. На основе сравнительного анализа выявлено, что наиболее предпочтительными стилями межличностных отношений являются авторитарный, эгоистичный, дружелюбный и альтруистический.
- Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: методическое руководство. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М. : Издательство МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.
- Донцов А. И. Психология коллектива : методологические проблемы исследования. М. : Издательство Московского университета, 1984. 208 с.
- Будаева Э. В. Влияние межличностных отношений на эффективность труда в трудовом коллективе // Бюллетень науки и практики. 2016. № 8 (9). С. 237–241. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.60268
- Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высшей школы. М. : Аспект-Пресс, 1999. 375 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2001. 448 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2009. 321 с.
- Шамионов Р. М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 1. С. 94–99.
- Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 260–263.
- Созонник А. В., ВеретельниковаЮ. Я. Трансформации ценностной структуры личности курсанта в процессе военно-профессиональной социализации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 4. С. 153–157.
- Лопуха Т. Л., Манин А. А., Чебатарёв В. А. Воинская социализация военнослужащих в системе работы с личным составом // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 113–118.
- Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 09.12.2020).