Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


social philosophy

Трансдисциплинарность современной науки как форма социального консенсуса

Введение. Трансдисциплинарность может быть переосмыслена от научно-философской к социально-философской категории с помощью обращения к теоретическим конструкциям социального консенсуса. В этом случае акцентируются ее общесоциальные функции, являющиеся социально-коммуникационным эффектом трансдисциплинарных взаимодействий науки и общества. Теоретический анализ. Социально-философский анализ трансдисциплинарности формируется в поле категорий социальности, времени, объекта, истины и ценностей. Они раскрыты в аутопойетическом анализе общества Н.

Трансдисциплинарность в проблемном поле социальной философии: «зона обмена» vs «социально-эпистемическая арена»

Введение.Трансдисциплинарность как фундаментальная характеристика гибридного неформального знания, характерного для цифрового общества, может быть эксплицирована в проблемном поле социальной философии. Теоретический анализ. Основой категориальной экспликации трансдисциплинарности является сравнение понятий «зоны обмена» и «социально-эпистемические арены». Первое задано категориальными рядами философии науки, второе является социально-философским конструктом.

Чернышевский и Наполеон III

Введение. Образ Наполеона III в философском мышлении Чернышевского представляется важным для характеристики идеологической борьбы в XIX в. Теоретический анализ. Со студенческих лет Чернышевский следил за политической карьерой Луи Бонапарта, отмечал его успехи и личностные черты. В период Второй империи во Франции Чернышевский выступает с критикой бонапартизма, выдвигает объяснение причин его временного триумфа.

ECCE HOMO: СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ЧУВСТВ

Статья посвящена анализу целостных переживаний и смыслов человека в условиях современной социальной действительности. Рассматриваются особенности психодуховных состояний и действий человека в качестве ключевых элементов социального опыта, выявляется символическая основа их связи. Иссле- дуются семантика, характер и ценностные интенции состояний азарта и одержимости в творческих устремлениях и деятельных усилиях человека. Обсуждение проводится с актуализацией таких понятий, как социальный снобизм, ресентимент, ненависть, мизантропия, «чистые» отношения, самоуничтожение.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХАННЫ АРЕНДТ: ПОЛИТИКА И ЭТИКА

Статья посвящена анализу политических, этических и экзистенциальных оснований бытия человека в социальной философии Ханны Арендт. Являясь по своей сути политической, эта философия направлена на историческое восприятие общества в его человеческом измерении, от древних греков до современной Европы. Основные понятия философии Арендт – «свобода» и «лишение свободы».

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена социально-философскому анализу образования методом герменевтики. Раскрывается сложность и многоаспектность герменевтической парадигмы образования. Она включает в себя традицию и память, науку и историю, жизненный мир и социальные институты. Подчеркивается, что историческое развитие образования связано с изменением ценности природного и социального, политического и нравственного. В философии В. Дильтея и М. Хайдеггера образование определяется как важная социаль- ная и культурная форма, в которой соединяются жизнь, наука и история.

ГЕНЕАЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена рассмотрению психоанализа философским
методом генеалогии, который, сближаясь с герменевтикой, по-
зволяет определить отношения пола и возраста как исток соци-
ального бытия. Раскрывая взаимосвязь психоанализа и детства
– как человека, так и человечества в целом, – генеалогический
подход устанавливает зависимость современного мышления от
мифа и символа, что определяет диалектическую область со-
знательного и бессознательного.

Мировое общество риска в политической философии Ульриха Бека: логика и ирония

Статья посвящена анализу мирового общества риска в социальной философии Ульриха Бека. Являясь по своей сути политической, эта философия направлена на историческое восприятие общества риска и выявление его новых особенностей в современную эпоху. Рассматриваются новации, отличающие мировое общество риска от предшествующего ему общества риска модерна и постмодерна: различие риска и катастрофы, риска и культурно-вариативных суждений о риске. Из различия между риском и катастрофой следует необходимость в предохранительных действиях.

Цифровое общество и цифровая антропология: трансдисциплинарные основания социально-эпистемологических исследований

Статья посвящена методологическим проблемам изучения цифровой социальной реальности и цифровой повседневности. В современном обществе цифровые технологии опосредуют весь комплекс социальных отношений, связывая государство, организации, индивидов в сложнейший технический объект. Новый технологический уклад, интегрирующий конвергентные технологии, радикально преобразует ландшафт человеческой телесности, повседневности и творчества.

Цифровая философия истории: постановка проблемы

В статье рассматривается проблема возможности создания цифровой философии истории. Исходным тезисом работы служит констатация факта кризиса традиционной философии истории, отсутствие метанарративов, выдвигающих глобальные историософские концепции и непригодность существующего категориального аппарата для описания реальностей цифрового мира. Кризис философии истории, прежде всего формационного и цивилизационного подходов, привел к появлению новых направлений в исторической науке, таких как микроистория, memory studies, интеллектуальная история.

Страницы