Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ломако О. М. Социальная философия немецкого романтизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 373-379. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-373-379, EDN: CFHOAF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 36)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[1:316](430)(09)
EDN: 
CFHOAF

Социальная философия немецкого романтизма

Авторы: 
Ломако Ольга Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена анализу немецкого романтизма через социально-философское рассмотрение его возникновения, особенностей и методологических оснований в историческом и культурологическом контекстах. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть аналитику и методологию немецкого романтизма с применением философского метода генеалогии. Генеалогическая процедура гетерогенна по своей сути, поскольку предполагает выявление двойственности начала, истока социальности. В романтическом мировоззрении это слияние эстетического восприятия и понятийного мышления. Установлено, что философские методологические основания немецкого романтизма заложены немецкой идеалистической трансцендентальной философией (Кант и Шеллинг) в единстве гносеологического, эстетического и антропологического аспектов. Эмпирический анализ. Генеалогическое осмысление конкретных социальных условий в Германии в конце XVIII – начале XIX в. позволило выявить первичное понятие немецкого романтического мировосприятия как исток социальности – свободная общительность – и определить его многоаспектность как понимание и признание Другого (правила поведения и общения, создание программ вечного мира, интерес к истории и народному языку). Академической реализацией понятия свободной общительности становится основание Берлинского университета. Заключение. Формулируется вывод о том, что цель раннего немецкого романтизма – свободное единство как новая форма человеческой солидарности – надолго определила гуманистическую направленность романтического мировосприятия. 

Список источников: 
  1. Borries Erika, Borries Ernst. Deutsche Literaturgeschichte: in 12 Bd. Bd. 5: Romantik. München : Deutscher Taschenbuch Verlag, 1997. 443 S.
  2. Новалис. Фрагменты. СПб. : Владимир Даль, 2014. 319 с.
  3. Hansers Sozialgeschichte der deutschen Literatur. München ; Wien : Carl Hanser Verlag, 1987. 1004 S.
  4. Schulz G. Die deutsche Literatur. München : C. H. Beck Verlag, 1983. 763 S.
  5. Arendt H. Die Freiheit, frei zu sein. München : Dtv Verlagsgesellschaft mbH & Co, 2018. 61 S.
  6. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. М. : К. Т. Солдатенков, 1891. 774 с.
  7. Кант И. Критика способности суждения. СПб. : Наука, 1995. 512 с.
  8. Hirschberger J. Kleine Philosophiegeschichte. Freiburg : Verlag Herder, 1995. 224 S.
  9. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. И. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1987. Т. 1. 637 с. 
Поступила в редакцию: 
26.06.2024
Принята к публикации: 
17.07.2024
Опубликована: 
25.12.2024