Для цитирования:
Суслов И. В., Тихонова С. В. Цифровая идеология как система политических коммуникаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 14-19. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-14-19, EDN: FUVXIO
Цифровая идеология как система политических коммуникаций
Введение. Развитие цифрового общества как нового этапа социальной эволюции влечет за собой переход на качественно новый уровень, который становится цифровым. Теоретический анализ. Используя коммуникационный подход, авторы обращаются к категории политических коммуникаций для того, чтобы показать роль цифровых технологий в современном функционировании идеологического. Используемый концепт позволяет избежать жесткого противопоставления материального и идеального в функционировании идеологии и вписать производство политического в общий строй социальной коммуникации. Это производство может быть рассмотрено в общем ракурсе социального конструктивизма, с которым генетически связан коммуникационный подход, но с учетом актантной природы цифровых медиа. Идеологическое оказывается тогда обнаруживаемым на уровне обобщения политических смыслов социальной коммуникации, при этом его жанровое выражение подчиняется общей логике гибридизации жанров и форм коммуникации в интернет-пространстве, где когерентность задают транс(сквозь)форматные гипертекствовые связи. В этих условиях проводниками идеологии оказываются малые жанровые интернет-формы, прецедентные феномены, обеспечивающие визуализацию в медиатексте сложных концептов идеологических макронарративов. Такой наиболее характерной формой выступает интернет-мем. Заключение. Цифровая идеология может быть понята как сетевая система, интегрирующая через цифровые технологии разные уровни политической коммуникации и обеспечивающая свободную конвертацию идеологических смыслов от политических трактатов до интернет-мемов.
- Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. Политические исследования. 2009. № 5. С. 41–54.
- Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 с.
- Соловьев А. И. Политические коммуникации // Политология: Лексикон. М. : РОССПЭН, 2007. С. 462–473.
- Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: мировая и российская проекции // Политическая наука. 2016. № 2. С. 74–100.
- Керимов Т. «Онтологический поворот» в социальных науках: возвращение эпистемологии // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21, № 1. С. 109–130. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2022-1-109-130
- Дестют де Траси А. Элементы Идеологии. Ч. 1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль / пер. А. С. Иванова // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 149–154.
- Суворова А. Ю. Политические коммуникации: сущность, структура и современные тенденции развития // Государственная служба. 2016. № 6. С. 105–109.
- Кронгауз М. А. Краткий курс новояза // Вопросы литературы. 2015. № 1. С. 7–20.
- Маркова С. С. Языковые проявления гибридизации жанра современной публичной речи // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 131–137. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2015.6.131
- Северина Е. А. Специфика гибридных жанров в СМИ и причины их гибридизации (на материале современного немецкоязычного фельетона) // Вопросы прикладной лингвистики. 2020. № 39. С. 82–105. https://doi.org/10.25076/vpl.39.04
- Бурдейный В. В. Интернет как средство политической коммуникации // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 1. С. 70–76. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2022-12-1-70-76
- Ермолаев В. П. Социальная сеть ВКонтакте как современный канал политической коммуникации // Информационные войны. 2017. № 3 (43). С. 47–55.
- Прокопенко Т. В. Роль социальных медиа в политической коммуникации // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 4. С. 22–36. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-22-36
- Королева М. А. Цифровая стратегия средств политической коммуникации в социальных сетях // Актуальные исследования. 2023. № 7-1 (137). С. 99–104.
- Грейдина Н. Л. Медиамемы как векторы политической коммуникации (на материале английского и русского языков) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2021. Т. 18, № 2. С. 5–10. https://doi.org/10.14529/ling210201
- Скоробогатов В. В., Сухарева Е. С. Основные теоретические подходы к исследованию интернет-мема как технологии современной политической коммуникации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 8 (97). С. 17–22. https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.2
- Милованова М. В., Терентьева Е. В. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернеткоммуникации в России // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93, № 4. С. 58–66. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-58-66
- Напалкова И. Г., Семенов А. С. Интернет-мем как метод политической коммуникации // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 55–72. https://doi.org/10.24411/2618-8120-2022-2-55-72
- Ребрина Л. Н., Шамне Н. Л. Интернет-мем как актуальный формат политической коммуникации Германии (на материале тематической группы «Олаф Шольц») // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2022. Т. 21, № 4. С. 38–58. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.4.3
- Ребрина Л. Н. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в Германии : тематическая группа «Большая коалиция» // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 239–257. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-239-257
- Артамонов Д. С., Фролова С. М. Интернет-мем в системе социальной мифологии цифровой эпохи // Общество: философия, история, культура. 2020. № 11 (79). С. 13–17. https://doi.org/10.24158/fik.2020.11.1