Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Суслов И. В., Тихонова С. В. Цифровая идеология как система политических коммуникаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 14-19. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-14-19, EDN: FUVXIO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.7:004
EDN: 
FUVXIO

Цифровая идеология как система политических коммуникаций

Авторы: 
Суслов Иван Владимирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Тихонова Софья Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Развитие цифрового общества как нового этапа социальной эволюции влечет за собой переход на качественно новый уровень, который становится цифровым. Теоретический анализ. Используя коммуникационный подход, авторы обращаются к категории политических коммуникаций для того, чтобы показать роль цифровых технологий в современном функционировании идеологического. Используемый концепт позволяет избежать жесткого противопоставления материального и идеального в функционировании идеологии и вписать производство политического в общий строй социальной коммуникации. Это производство может быть рассмотрено в общем ракурсе социального конструктивизма, с которым генетически связан коммуникационный подход, но с учетом актантной природы цифровых медиа. Идеологическое оказывается тогда обнаруживаемым на уровне обобщения политических смыслов социальной коммуникации, при этом его жанровое выражение подчиняется общей логике гибридизации жанров и форм коммуникации в интернет-пространстве, где когерентность задают транс(сквозь)форматные гипертекствовые связи. В этих условиях проводниками идеологии оказываются малые жанровые интернет-формы, прецедентные феномены, обеспечивающие визуализацию в медиатексте сложных концептов идеологических макронарративов. Такой наиболее характерной формой выступает интернет-мем. Заключение. Цифровая идеология может быть понята как сетевая система, интегрирующая через цифровые технологии разные уровни политической коммуникации и обеспечивающая свободную конвертацию идеологических смыслов от политических трактатов до интернет-мемов.  

Список источников: 
  1. Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. Политические исследования. 2009. № 5. С. 41–54.
  2. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 с.
  3. Соловьев А. И. Политические коммуникации // Политология: Лексикон. М. : РОССПЭН, 2007. С. 462–473.
  4. Тимофеева Л. Н. Политическая коммуникативистика: мировая и российская проекции // Политическая наука. 2016. № 2. С. 74–100.
  5. Керимов Т. «Онтологический поворот» в социальных науках: возвращение эпистемологии // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21, № 1. С. 109–130. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2022-1-109-130
  6. Дестют де Траси А. Элементы Идеологии. Ч. 1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль / пер. А. С. Иванова // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 149–154.
  7. Суворова А. Ю. Политические коммуникации: сущность, структура и современные тенденции развития // Государственная служба. 2016. № 6. С. 105–109.
  8. Кронгауз М. А. Краткий курс новояза // Вопросы литературы. 2015. № 1. С. 7–20.
  9. Маркова С. С. Языковые проявления гибридизации жанра современной публичной речи // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 131–137. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2015.6.131
  10. Северина Е. А. Специфика гибридных жанров в СМИ и причины их гибридизации (на материале современного немецкоязычного фельетона) // Вопросы прикладной лингвистики. 2020. № 39. С. 82–105. https://doi.org/10.25076/vpl.39.04
  11. Бурдейный В. В. Интернет как средство политической коммуникации // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 1. С. 70–76. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2022-12-1-70-76
  12. Ермолаев В. П. Социальная сеть ВКонтакте как современный канал политической коммуникации // Информационные войны. 2017. № 3 (43). С. 47–55.
  13. Прокопенко Т. В. Роль социальных медиа в политической коммуникации // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 4. С. 22–36. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-4-22-36
  14. Королева М. А. Цифровая стратегия средств политической коммуникации в социальных сетях // Актуальные исследования. 2023. № 7-1 (137). С. 99–104.
  15. Грейдина Н. Л. Медиамемы как векторы политической коммуникации (на материале английского и русского языков) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2021. Т. 18, № 2. С. 5–10. https://doi.org/10.14529/ling210201
  16. Скоробогатов В. В., Сухарева Е. С. Основные теоретические подходы к исследованию интернет-мема как технологии современной политической коммуникации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 8 (97). С. 17–22. https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.2
  17. Милованова М. В., Терентьева Е. В. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернеткоммуникации в России // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93, № 4. С. 58–66. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-58-66
  18. Напалкова И. Г., Семенов А. С. Интернет-мем как метод политической коммуникации // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 55–72. https://doi.org/10.24411/2618-8120-2022-2-55-72
  19. Ребрина Л. Н., Шамне Н. Л. Интернет-мем как актуальный формат политической коммуникации Германии (на материале тематической группы «Олаф Шольц») // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2022. Т. 21, № 4. С. 38–58. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.4.3
  20. Ребрина Л. Н. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в Германии : тематическая группа «Большая коалиция» // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 239–257. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-239-257
  21. Артамонов Д. С., Фролова С. М. Интернет-мем в системе социальной мифологии цифровой эпохи // Общество: философия, история, культура. 2020. № 11 (79). С. 13–17. https://doi.org/10.24158/fik.2020.11.1
Поступила в редакцию: 
03.12.2024
Принята к публикации: 
16.01.2025
Опубликована: 
31.03.2025