Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Гришечкина Н. В., Тихонова С. В., Устьянцев В. Б. Трансдисциплинарность в проблемном поле социальной философии: «зона обмена» vs «социально-эпистемическая арена» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 128-132. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-128-132 , EDN: JYWAGO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[1:316]:004
EDN: 
JYWAGO

Трансдисциплинарность в проблемном поле социальной философии: «зона обмена» vs «социально-эпистемическая арена»

Авторы: 
Гришечкина Наталья Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Тихонова Софья Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Устьянцев Владимир Борисович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение.Трансдисциплинарность как фундаментальная характеристика гибридного неформального знания, характерного для цифрового общества, может быть эксплицирована в проблемном поле социальной философии. Теоретический анализ. Основой категориальной экспликации трансдисциплинарности является сравнение понятий «зоны обмена» и «социально-эпистемические арены». Первое задано категориальными рядами философии науки, второе является социально-философским конструктом. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что зоны обмена отражают изначально интеринституциональный статус коммуникации, восходящий к П. Галисону, и в ней изначально ведущая роль принадлежит гуманитарному специалисту, который выступает медиатором-посредником. В социально-эпистемических аренах большее значение уделяется медиа и обывателям, совпадающим в цифровом обществе с максимально-широким кругом пользователей. Компромиссная позиция может быть сформулирована при обращении к модели трансэпистемических культур К. Кнорр-Цетины. Заключение. Трансдициплинарность как особая цифровая зона, продуцирующая трансэпистемические культуры, обладает чертами как зоны обмена, так и социально-эпистемической арены. Ее гибридные характеристики заданы структурой цифрового общества, в котором институциональные границы проницаемы, горизонтальное взаимодействие сопровождает и укрепляет вертикальное, а сети по умолчанию являются механизмами распределения знания.

Список источников: 
  1. Пирожкова С. В. Принцип участия и современные механизмы производства знаний в науке // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55, вып. 1. С. 67–82. https://doi.org/10.5840/eps20185519
  2. Шибаршина С. В. Социальные сети для ученых: новаяформа социальности? // Эпистемология ифилософия науки. 2019. Т. 56, вып. 4. С. 21–28. https://doi.org/10.5840/eps201956463
  3. Петрова Е. В. Междисциплинарность и краудсорсинг в экологии как ответы на вызовы техногенной цивилизации // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57, вып. 4. С. 117–122. https://doi.org/10.5840/eps202057463
  4. Ерофеева М. А. Шутки в сторону! Акторно-сетевая теория о легитимации научного знания // Социология власти. 2012. № 6–7. С. 27–37.
  5. Полонская И. Н. Альтернативная социология Б. Латура: к характеристике методологии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 72–75.
  6. Сосновская А. М. Проблема применения метода акторно-сетевой теории в теории медиа и медиакоммуникации // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. Т. 5, № 4. С. 282–304. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i4.435
  7. Касавин И. Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51, вып. 1. С. 8–17. https://doi.org/10.5840/eps20175111
  8. Артамонов Д. С. Социально-эпистемические арены познания истории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 238–242. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-238-242
  9. Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действия // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. С. 64–91.
  10. Артамонов Д. С. Медиапамять в коммуникационном пространстве цифрового общества: дис. … д-ра филос. наук. Саратов, 2023. 356 с.
  11. Knorr-Cetina K. Scientific Communities or Transepistemic Arenas of Research? A Critique of Quasi-Economic Models of Science // Social Studies of Science. 1982. № 12. P. 101–130.
Поступила в редакцию: 
28.01.2024
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024