Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Губанова А. С. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 431-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-431-434

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 38)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

Авторы: 
Губанова Анна Станиславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Целью статьи является социально-философский анализ визуаль-
ности как социального конструкта, который оказывает огромное 
влияние на формирование ценностей современного человека. В 
условиях смены аксиологических парадигм наше общество нахо-
дится на стадии разрушения традиционных ценностей и форми-
рования новых, что неизбежно ставит индивида в ситуацию ри-
ска. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что 
сегодня  визуальность  является  основополагающим  средством 
коммуникации,  оказывающей  большое  влияние  на  ценностные 
ориентиры общества и индивида. Она играет ключевую роль в 
изменении социальной действительности и создании новой ме-
диареальности,  в  которой  нарушаются  ключевые  для  человека 
процессы  социализации,  репрезентации,  самоидентификации. 
Господствующая  идеология  в  целях  стандартизации  массового 
потребителя  использует  действенные  механизмы  визуально-
сти  для  манипуляции  сознанием,  мифологизации  социальной 
реальности  и  насаждения  псевдоценностей.  Эти  механизмы 
находят  реализацию  в  средствах  массовой  информации,  к  ко-
торым относятся помимо традиционных современные – Интер-
нет и социальные сети, реклама, искусство. Среди негативных 
аксиологических аспектов выделены избыточный консюмеризм, 
эстетизация террора, гедонизм, установка на развлечения. 

Список источников: 

1.  Зенкин С. Ролан Барт – теоретик и практик мифо-
логии // Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и 
коммент. С. Зенкина. 3-е изд. М., 2014. 351 с. 

2.  Жижек  С.  Год  невозможного.  Искусство  мечтать 
опасно. М., 2012. 272 с. 
3.  Лакан Ж. Семинары. Кн. 17. Изнанка психоанализа 
(1969–1970) / пер. с фр. А. Черноглазова. М., 2008. 
351 с.
4.  Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его тех-
нической воспроизводимости. Избр. эссе. М., 1996. 
240 с. 
5.  Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. 
С. Зенкина. 3-е изд. М., 2014. 351 с. 
6.  Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего  на-
чинается личность. М, 1979. С. 183–237.
7.  Юран  А.  «Ожог  смыслом»,  или  Касание  мыслью 
сексуального // Нанси Ж.-Л. Сексуальные отноше-
ния? / пер. с фр. А. Черноглазова ; под ред. В. Мазина, 
А. Юран. СПб., 2013. 156 с. 

Образец для цитирования:
Губанова А. С. Ценностные основания визуальности в обществе риска // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Фило-
софия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 431–434. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-431-434.