Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


субъектность

Связь субъектности учебной группы и ее творческих качеств

Введение. В условиях современной образовательной парадигмы, ориентированной на коллективные формы обучения, особую актуальность приобретает изучение субъектности учебной группы и ее связи с творческими качествами. Групповая субъектность, понимаемая как способность к самоорганизации и активному преобразованию среды, рассматривается как ключевой фактор успеха в решении нестандартных задач. Теоретический анализ. Традиционно творчество исследуется как индивидуальный процесс.

«СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» М. ФУКО, ИЛИ ПРАКТИКА «ЭФФЕКТИВНОГО ТЕЛА»

Статья  посвящена  анализу  проблемы  сексуальности  и  теле-
сности в философии М. Фуко. Подчеркивается, что артикуляция 
сексуальности связана с артикуляцией субъектности, а воздей-
ствие  на  субъект  осуществляется  репрессивными  телесными 
практиками, такими как семья, школа, церковь. Сексуальность 
как социальный феномен оказывается такой внутренней силой 
субъекта, которая конструируется извне и связана с необходи-
мостью  следить  за  жизнью  человека:  предотвратить  детскую 

АДАПТАЦИОННАЯ РЕСУРСНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДИКТОРОВ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ИНВАЛИДИЗАЦИИ

Проблема реабилитации и ресоциализации больных хрониче- скими соматическими заболеваниями и инвалидов требует рас- смотрения этого процесса в интегративном контексте различ- ных научных дисциплин: медицины, социологии, социальной и медицинской психологии. Одним из вариантов решения этой задачи является анализ ситуации болезни и личности инвалида с точки зрения представления о маргинальности. В статье рас- смотрена трансформация личностной ресурсности социальных предикторов ситуации болезни больных сахарным диабетом как без инвалидности, так и с ней.

ВИДЫ И ФУНКЦИИ ГРАНИЦ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье осуществлен анализ различных видов и функций границ, используемых в психологических концепциях и парадигмах. Показано, что на смену метафорической и топологической трактовкам этого термина приходит понимание границы как самоценного источника развития. Утверждается, что в контексте социальной психологии правомерно говорить об интерсубъектных и интерсубъективных границах взаимодействия Я и Другого.

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Cтатья посвящена исследованию феномена потребительства как социально-культурной практики. Показано, что потребительство обладает свойством самовоспроизведения (ауторепликации). Потребительская этика направлена на гомогенизацию социаль-но-культурных практик современного человека, что приводит к кризису идентичности, существенной трансформации его субъектности.

Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке

В статье анализируются современные отечественные исследования проблемы самодетерминации личности. Констатируется, что особенностями отечественной концепции самодетерминации является синтез зарубежного опыта и собственных разработок в области мотивации, саморегуляции и субъектности. Обосновывается, что подростковый возраст является сензитивным в развитии самодетерминации, но недостаточно исследований ее онтогенетических особенностей, раскрывающих основные условия, механизмы и предпосылки развития.

Антропологическая практика как невозможная возможность

Необходимость в антропологической практике как искусства быть собой осознается человеком современности все больше и больше. Основной круг социальногуманитарных исследований второй половины XX – начала XXI в. был посвящен именно проблематизации, апологии, утверждению и упражнениям в практиках себя. Тема антропологических практик (социальных, духовных, психологических, соматических, artпрактик) пронизывает творчество Э. Фромма, Л. Бинсвангера, П. Рикера, П. Адо, М. Серто, М. Фуко, В. Бибихина, Ю. Лотмана, С. Аверинцева, С. Хоружего.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

В статье анализируются критерии социально-психологической зрелости личности с точки зрения процесса социализации/индивидуализации. Авторы считают, что изучение зрелости личности по критериям социально ориентированным и индивидуально ориентированным изолированно и даже в их взаимосвязи мало продуктивно, поскольку их интеграция порождает качественно новые субъектные интегративные образования. Социально-психологическая зрелость личности рассматривается как субъектность, порождаемая в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрены современные методологические подходы к исследованию субъективного благополучия личности. Представлено описание изучаемого явления, его регулятивно-функционального проявления с позиций системного, структурно-системного, субъектного, субъектно-бытийного, метасистемного подходов. Обсуждается гипотетическое представление о субъективном благополучии как метасистеме разноуровневой интеграции субъективных отношений: когнитивной, эмоциональной, конотативной (поведенческой) субсистем, каждая из которых имеет свою структурную организацию и содержание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ЖИЗНЕННОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Статья посвящена актуальной проблеме выбора жизненного пути студентами вуза. На основе теоретического анализа проблемы уточняется психологическая сущность понятия «жизненная стратегия», акцентируется внимание на связи стратегических решений с стремлением к жизненному успеху; рассматривается готовность студентов вуза к определению жизненных смыслов, в основе которой лежат такие личностные свойства, как активность, мотивация, ответственность, творчество, целеполагание, целеосуществление, воля.

Страницы