Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Степанова Н. А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 69-75. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-69-75

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2

Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке

Авторы: 
Степанова Наталья Алексеевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1360»
Аннотация: 

В статье анализируются современные отечественные исследования проблемы самодетерминации личности. Констатируется, что особенностями отечественной концепции самодетерминации является синтез зарубежного опыта и собственных разработок в области мотивации, саморегуляции и субъектности. Обосновывается, что подростковый возраст является сензитивным в развитии самодетерминации, но недостаточно исследований ее онтогенетических особенностей, раскрывающих основные условия, механизмы и предпосылки развития. Предложен новый подход к исследованию самодетерминации на основе ее духовных оснований. Утверждается, что духовность может выступить базовым компонентом самодетерминации личности, позволяющим человеку регулировать свою жизнедеятельность, опираясь на высшие духовные ценности, в связи с чем в качестве перспективного направления дальнейших исследований в области самодетерминации выделено изучение динамики ее онтогенетического развития на основе духовной наполненности.

Список источников: 

1. Кузьмина Е. И. Психология свободы : теория и практика : учеб. пособие / под ред. Е. И. Кузьминой. СПб., 2007. 336 с.

2. Леонтьев В. Г. Проблемы психологии мотивации в отечественной психологии // Психология мотивации : прошлое, настоящее, будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию доктора психол. наук, почетного профессора НГПУ В. Г. Леонтьева / под ред. О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой. Новосибирск, 2015. С. 50-57.

3. Шелдон К. М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибир. психол. журнал. 2016. № 62. С. 7–17.

4. Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 64-74.

5. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибир. психол. журнал. 2016. № 62. С. 18–37.

6. Кимберг А. Н. Субъект, субъектность и связанные с ними феномены // Личность и бытие : субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского) : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. М. ; Краснодар, 2013. С. 17-22.

7. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой [и др.]. Казань, 2016. 252 с.

8. Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как предиктор эмоциональной устойчивости в ранней и средней взрослости // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Nartova-Bochaver.shtml (дата обращения: 20.06.2018).

9. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации : настоящее и будущее : в 2 ч. Ч. 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12 (дата обращения: 18.06.2018).

10. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y., 2017. 754 p.

11. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 611-641.

12. Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014. 474 c.

13. Матвеева А. И. Проблема духа, души и духовности в контексте природы человека. Казань. 2016. 180 с.

14. Романенко Н. Г. Феномен духовности в организационном контексте // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 85–88. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-1-85-88

15. Grubbs B., Wilt J., Stauner N., Exline J., Pargament K. Self, struggle, and soul : Linking personality, selfconcept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144-152. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(00)00229-4

16. Jackson Y., Makanui K. P., Gusler S. Spirituality and Its Relation to Mental Health Outcomes: An Examination of Youth in Foster Care // Psychology of Religion and Spirituality. 2018. Vol. 10, iss. 2. P. 67-76. DOI: https://doi.org/10.1037/rel0000184

17. Willard A. K., Norenzayan A. Spiritual but not religious : Cognition, schizotypy, and conversion in alternative beliefs // Cognition. 2017. Vol. 165. P. 137-146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2017.05.018

18. Степанова Н. А. Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. C. 21-32. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090403

19. Иванова В. П., Юсупова А. Ж. Самодетерминация и интеллектуальная компетентность // Вестн. КРСУ. 2016. Т. 16, № 4. С. 94-97.

20. Сулимина О. В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6, № 2. С. 91–101.

21. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / общ. ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М., 2004. 670 с.

22. Hardy S. A., Dollahite D. C., Christensen J. B. Adolescent Motivations to Engage in Pro-Social Behaviors and Abstain from Health-Risk Behaviors : a Self-Determination Theory Approach // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Р. 479-490. DOI: https://doi.org/10.1111/jopy.12123

23. Taylor G., Jungert T., Magelau G., Schattke K., Dedic H., Rossenfi eld S., Koestner R. A self-determination theory approach to predicting school achievement over time : The unique role of intrinsic motivation // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39, iss. 4. P. 342-358.