Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


личность

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

В статье изложены материалы эмпирического исследования, посвященного выявлению 
представлений о благополучии и их влиянию на эмоционально-оценочное отношение к 
Другим. Исследование выполнено на выборке представителей узбекской молодежи (Са-
ратовская область, n = 60, 20–34 лет). Испытуемые – узбеки по национальности, прожи-
вают в России от 1 года и более, одной из главных причин миграции называют желание 
улучшить  экономическое  благосостояние.  Применение  комплекса  методик:  авторской 

СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Статья посвящена анализу проблемы личностной идентификации 
в области интерсубъективных связей и отношений. Утверждает-
ся, что социальный риск личностной идентификации представ-
ляет собой возможность несоответствия социальных требований 
личностным  интенциям.  Выделяются  онто-гносеологический, 
аксиологический и этико-праксеологический аспекты проблемы 
социального риска личностной идентификации.

ЛИЧНОСТНОЕ БЫТИЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье анализируются категория личностного бытия, аспекты 
его генезиса и соотношение с процессом институционализации. 
На основании классических и современных исследований фило-
софской мысли по этой тематике автором предлагается рассма-
тривать  процесс  конструирования  и  установления  личностного 
бытия с позиций институциональных матриц, обусловливающих 
стратегию поведения личности в обществе.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

В  статье  излагаются  результаты  исследования  особенностей 
экономического  поведения  подростков  и  юношей;  выявлены 
факторы, влияющие на его формирование и развитие. Описаны 
два основных типа экономического поведения, направленные на 
достижение материального благополучия. 

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МИГРАНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ

В статье обсуждаются результаты сравнительного изучения вза-
имосвязи эмоционального и когнитивного компонентов субъек-
тивного благополучия мигрантов, проживающих в России, и ко-
ренных жителей России. Определяются сходство и различия в 
структуре субъективного благополучия, выделяются ее ядерные 
компоненты. 

РОЛЬ РЕГУЛЯЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье обсуждаются результаты исследования соотношения мерности физического и 
психологического  пространств  на  примере  студенческой  аудитории.  Рассматривается 
специфика регуляционно-управленческого сознания. На основе анализа исследований 
мотивации поведения, влияния малой группы на принятие решения делается вывод о 
высоковероятностных  связях  между  психологическими  переменными  и  социальным 
поведением. Показано, что социальное пространство обусловлено социальными про-

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНОГРУПП

Представлены результаты теоретического и эмпирического ис-
следований  структурно-содержательных  характеристик  само-
регуляции  социального  поведения  личности  представителей 
разных  этногрупп.  Эмпирическое  исследование  выполнено 
на  пропорционально  подобранной  выборке  студенческой  мо-
лодежи (г. Саратов), причисляющей себя к русскому и татар-
скому этносу (n = 60, женского и мужского пола; 18–20 лет), 
с применением психодиагностического инструментария: «Типы 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья  посвящена  проблеме  подготовки  будущих  учителей 
начальной  школы,  раскрытию  сущности  понятий  «самостоя-
тельная  работа»,  «индивидуальная  работа  студента»;  освеще-
ны  педагогические,  психологические  взгляды  на  проблему; 
определены  условия  формирования  и  развития  студента  для 
осуществления самостоятельной работы, доказана важность и 
необходимость  формирования  готовности  к  самостоятельной 
работе будущего учителя начальных классов в профессиональ-

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи субъективного благополучия и личностной саморегуляции представителей разных этногрупп. Эмпирическое исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке студенческой молодежи (г. Саратова), причисляющих себя к русскому и татарскому этносам (n = 60, женского и мужского пола; 18 20 лет), с применением психодиагностического инструментария: «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой), опросника В. И.

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты исследования ценностной сферы и инициативности студентов, в частности, значимость для них различных групп ценностей. Описываются психологическая структура инициативности как свойства личности; значимость абстрактных, конкретных ценностей, а также ценностей личной жизни и профессиональной самореализации; связи между значимостью групп терминальных ценностей, содержательно-смысловыми и инструментально-стилевыми характеристиками инициативности.

Страницы