Для цитирования:
Фролова С. В. Конструктивное поведение в ситуации межличностного конфликта: сущностные свойства, функциональная структура и значимые индикаторы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 201-210. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-201-210, EDN: XJMAVU
Конструктивное поведение в ситуации межличностного конфликта: сущностные свойства, функциональная структура и значимые индикаторы
Во введении обосновываются актуальность изучения, важность концептуализации и операционализации социальнопсихологического феномена конструктивности поведения в конфликтных ситуациях. Предпринятый теоретический анализ осуществляется в три основных этапа, первый из которых посвящен определению сущностного содержания и функциональной структуры конструктивного поведения в ситуации межличностного конфликта. Концептуализируемый феномен понимается как функциональная система сознательной, творческой активности субъекта, общая целевая и смысловая направленности которой связаны с поиском и генерированием способов и средств построения и реализации интегрированной и упорядоченной в единое целое программы согласованных с партнером исполнительских взаимо-действий для удовлетворения своих и его значимых интересов в условиях возникших противоречий в общем, совместно разделяемом, социально-психологическом пространстве. Второй этап теоретического осмысления связан с рассмотрением таких основных свойств конструктивного поведения в ситуации межличностного конфликта, как субъектность, проактивность, целестремительность, креативность, экосензитивность, синтонность, конкордантность, интегративность, созидательность, надситуативная сверхсубъектная внеоппозиционность. Третий этап научного анализа посвящен сопоставлению конструктивного поведенияс другими формами реагирования в ситуации межличностного конфликта, в ходе которого выявлены значимые индикаторы изучаемого феномена, представляющие основу для последующей операционализации и разработки соответствующих психодиагностических инструментов. В заключении подводятся итоги предпринятого научного анализа и формулируется завершающее определение конструктивного поведения в ситуации межличностного конфликта.
- Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ ; АСТ МОСКВА ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
- Follett M. Dynamic Administration. New York : Hippocrene Books, 1982. 331 p.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 544 с.
- Антонец П. В., Корбут А. А. Обучение сотрудников организации конструктивному поведению в конфликтах // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы XX Международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей. Минск : Колорград, 2023. С. 292–295.
- Ермолаева Т. Ю. Формирование у подростков навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях // Молодежь. Наука. Современность. IX Всероссийская научно-практическая конференция : сборник статей. Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2023. С. 30–39.
- Фомина С. Н., Харитонова И. В. Формирование у студентов навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях // ЦИТИСЭ. 2016. № 4 (8). С. 45–51.
- Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб. : Издательство СанктПетербургского университета, 1997. С. 123–142.
- Рогожникова Р. А., Равилов Р. Т. Предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов в воинском коллективе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 2. С. 120–127. https://doi.org/10.24412/2308- 717X-2020-2-120-127
- Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Т. 2 : К–О. М. : Русcкий язык ; Полиграфресурсы, 1999. 736 с.
- Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50000 слов. М. : Русский язык, 1976. 1096 с.
- Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
- Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М. : КогитоЦентр, 2004. 44 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
- Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 5–18.
- Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. : Издательство «Институт психологии РАН» ; СПб. : Алетейя, 2003. 272 с.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–109.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.
- Фролова С. В. Позитивное психологическое консультирование: теоретические начала и методологические основания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 427–439. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-427-439
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
- Бузунов А. М. Технология принципиальных переговоров как эффективный способ разрешения конфликтов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 6 (76). С. 16–19.
- Садыков М. А. Стратегия ведения переговоров в продажах сложного технического оборудования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 6А. С. 263–269. https://doi.org/10.34670/AR.2021.51.77.027
- Уитмор Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом: практическое пособие / пер. с англ. А. П. Колесника. М. : Финансы и статистика, 2001. 160 с.
- Краткосрочная позитивная психотерапия : в 2 ч. / предисл. и ред. Б. А. Бараша. Ч. 1 : Ахола Т., Фурман Б. Терапия, фокусированная на решении / пер. с англ. Л. Б. Лариной ; Ч. 2 : Ялов А. М. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2000. 220 с.