Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


гуманизм

Аксиологические проблемы образования в современной науке

Введение. Современное российское общество столкнулось с серьезными вызовами и угрозами, требующими переосмысления ценностных приоритетов на основании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данная ситуация актуализирует необходимость анализа аксиологических проблем образования, решение которых могло бы оказать существенное влияние на сохранение духовной безопасности России, ведь именно образование оказывает ключевое воздействие на процесс становления и развития личности. Теоретический анализ.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ: АСКЕТИЗМ ПРОТИВ ГУМАНИЗМА

Автор предлагает рассматривать пространство культуры как принципиально дуальное, представляющее из себя антагонистическое противостояние аскетического и гуманистического типов. Этот дуализм культуры, ее двутипность разгадывается через фундаментальный дуализм самого человека, принадлежащего одновременно и миру природы, необходимости, и миру свободы, миру трансцендентальному.

 

Ф. НИЦШЕ: КРИТИКА РАЦИОНАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА

Цель статьи – проанализировать критику Ф. Ницше рационального гуманизма. Ницше полагает, что рациональный гуманизм заводит западный мир в тупик. Его отрицательное влияние заключается в подавлении волевых потенций человека, его духовном порабощении. Следствием этого становятся тоталитарные идеологии и режимы. 

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исследуется влияние разных эпох на физическую культуру, связь физической культуры с особенностями различных социо-культурных систем, с их эволюцией на важнейших этапах социально-экономического и культурного развития общества. Физкультурная деятельность представлена как единство духовной и двигательной сторон. Доказывается, что физическая культура формирует гармонию духовных и телесных сил человека.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПОРТА

В статье рассматриваются философские проблемы спорта, его социокультурные основания. Основной акцент делается на выявление духовно-нравственных детерминант исследуемого феномена. Спортивная деятельность изначально гуманистически ориентирована, и главная задача современной системы физического воспитания и образования заключается в сохранении и развитии этого гуманистического начала

СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

В статье дается анализ функционирования социальной коммуникации. Акцентируются специфика взаимосвязи коммуникативной деятельности и духовной культуры, ее проявление в современных коммуникативных практиках.

Человек и общество в цифровую эпоху

Новые медиакоммуникации отрывают людей от связи с почвой и историей, с производством и классовой борьбой. Общество превращается в гигантскую инсталляцию, где в игровой и вместе с тем в гиперреальной форме сосуществуют и конфликтуют самые разнообразные сообщества со своими правилами игры. Все это заставляет пересмотреть основные понятия социальной философии. Несмотря на рост благосостояния, отчуждение не исчезает, а, наоборот, получает новые формы. Во-первых, уже не труд, а потребление становится мотором экономики; во-вторых, характер труда изменился.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ США В XX ВЕКЕ

Статья посвящена анализу основных философско-педагогических концепций США в XX веке: прагматизму, бихевиоризму, гуманизму, конструктивизму и когнитивизму. Предметом исследования являются особенности и тенденции развития педагогической мысли в США в контексте становления и развития системы образования в этой стране в XX веке. Изучение и сравнительное сопоставление основных направлений позволили выделить философские предпосылки, главные методологические подходы в педагогике США, показать их влияние на систему образования в России и в США.

Направления родительского воспитания детей в наследии русских просветителей XVIII века

Введение. В статье анализируются педагогические идеи, появившиеся в России во второй половине XVIII в., которые привели к созданию разных представлений о сути воспитания детей в семье. Научная проблема исследования исходит из необходимости определения особенностей родительского воспитания в педагогическом наследии Русского Просвещения. Целью исследования является изучение сути родительского воспитания в трудах представителей разных педагогических направлений указанного периода. Теоретический анализ.